Лечение диабетической стопы

Диабетическая стопа — это одно из серьезных осложнений сахарного диабета. Характеризуется патологическими изменениями стоп в виде язв, поражения костей и суставов, потери чувствительности кожи. При отсутствии своевременного лечения данное осложнение может привести к ампутации конечности.

Причины развития

Основная причина недуга — это сахарный диабет (1 или 2 типа). Дело в том, что стойкое повышение уровня сахара в крови рано или поздно приводит к нарушению метаболических процессов, из-за этого происходит ухудшение кровообращения тканей организма. В первую очередь страдают именно нижние конечности: ткани не получают необходимого количества питательных веществ, вследствие чего подвергаются развитию таких патологий, как диабетическая стопа.

Кроме того, существует несколько факторов, которые значительно повышают риск развития патологии:

• Наличие лишнего веса. Лишний вес — это повышенная нагрузка на стопы, которая вдвойне ухудшает кровообращение в нижних конечностях.

• Травмирование области стопы. Сюда можно отнести мозоли, раны, царапины, даже банальное врастание ногтя может повлиять на развитие недуга.

• Сопутствующие патологические процессы, например, грибковые поражения ногтей, микозы кожи.

Также к факторам риска можно отнести вредные привычки (алкоголизм, курение), заболевания почек, деформации стопы, неудобная обувь и т. д.

Симптомы диабетической стопы

Первый признак, который может сигнализировать о развитии заболевания — онемение, частичная потеря чувствительности в нижних конечностях, происходящая постепенно. Сначала пропадает ощущение вибраций, далее значительно снижается чувствительность к изменениям температуры, человек не чувствует боли. При отсутствии своевременного лечения происходит практически полная утрата тактильной чувствительности.

Рассмотрим несколько признаков, характерных для диабетической стопы:

• Длительно незаживающие язвы, царапины, ссадины, мозоли на стопах.

• Может наблюдаться зуд, сухость и шелушение кожи в области стоп.

• Отеки нижних конечностей.

• Иногда наблюдается изменение цвета кожного покрова, он становится более багровым.

• Возможно утолщение и деформация формы ногтя.

Все вышеперечисленные симптомы могут привести к развитию гнойных воспалений, разрушению и отмиранию более глубоких тканевых структур. Во избежание осложнений в дальнейшем, важно обратиться к врачу своевременно, как только были обнаружены тревожащие симптомы.

Диабетическая стопа: диагностика

Пациентам с сахарным диабетом и подозрением на осложнение в виде диабетической стопы рекомендуется посещение эндокринолога, сосудистого хирурга.

Специалист на приеме производит сбор анамнеза, осмотр стопы с определением лодыжечно-плечевого индекса и рефлексов, оценку тактильной, вибрационной и температурной чувствительности, дополнительно: контроль сахара в крови, гликированного гемоглобина, инсулина и т. д.

Дополнительно могут быть назначены инструментальные виды диагностики:

• УЗДГ сосудов нижних конечностей.

• Рентгеноконтрастная ангиография.

• Магнитно-резонансная томография нижних конечностей.

Способы лечения диабетической стопы

Подход к лечению данного патологического процесса должен быть комплексным. Как правило, в перечень лечения входит нормализация уровня сахара, нарушений углеводного обмена, липидного профиля, восполнение дефицитов по витаминам и микроэлементам. Рекомендуется регулярно проводить антисептическую обработку стоп.

При отсутствии положительной динамики от консервативного лечения пациенту рекомендуют проведение малоинвазивной операции — эндоваскулярное лечение диабетической стопы.

Хирургическое вмешательство чаще всего выполняется под местной анестезией.

Доступ проводится через бедренную артерию, в ходе операции используются специальные баллоны, которые восстанавливают кровоток в сосуде и восстанавливают проходимость артерий голени. В итоге после проведенного вмешательства нормализуется кровообращение в области нижних конечностей, язвы успешно заживают, проходит боль, значительно улучшается качество жизни пациента.

На сегодняшний день данная методика лечения выходит на первый план такого серьезного осложнения сахарного диабета, как диабетическая стопа.

Профилактика

Если не удалось избежать сахарного диабета — необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить развития его осложнений. Итак, рассмотрим основные симптомы профилактики диабетической стопы:

• Носите удобную и комфортную обувь, подходящую по размеру.

• Следите за весом.

• Ежедневно уделяйте внимание гигиене ног, мойте их с мылом, затем насухо вытирайте полотенцем.

• Осуществляйте регулярный контроль за уровнем сахара в крови.

• Ведите активный образ жизни и откажитесь от вредных привычек.

Узнать подробнее о методах лечения диабетической стопы можно на консультации в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации. Здесь работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики. Уникальное оборудование рентген-операционных и современный инструментарий позволяют достигнуть положительного результата.