Запор представляет собой затруднения опорожнения толстой кишки в течение более 72 часов. С повышением благосостояния населения и улучшением питания (употребление безшлаковой пищи) снижается моторная активность толстой кишки, что приводит к запору

Решение проблемы профилактики и лечения запора в настоящее время является одним из самых актуальных вопросов в патологии деятельности кишечника, поскольку число больных с этим страданием увеличивается, а длительная задержка содержимого в кишечнике способствует развитию заболеваний толстой кишки таких, как геморрой, трещина, дивертикулез и прочие.

Причины запоров многочисленны:

• обеднение пищи грубой клетчаткой со снижением потребления жидкости,
  • неврологические и эндокринные поражения,
  • различные болезни желудочно-кишечного тракта и др.

Необходимо помнить, что запор может быть связан не только с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта, но очень часто является симптомом серьезных заболеваний толстой кишки. Запор как симптом наиболее часто встречается при различных доброкачественных и злокачественных новообразованиях толстой кишки, рубцовых и воспалительных сужений, обусловленных язвенным колитом, болезнью Крона, дивертикулезом и другими состояниями.

Чаще всего нарушение опорожнения прямой кишки многими женщинами трактуется как запор. На самом деле данные жалобы связаны с дисфункцией мышц тазового дна, их опущением и анатомическими изменения в ректовагинальной перегородки с образованием грыжи - ректоцеле.

При появлении и нарастании запора, необходимо как можно раньше провести диагностику желудочно-кишечного тракта, чтобы вовремя поставить правильный диагноз и назначить необходимое лечение. Наиболее информативными являются эндоскопические (колоноскопия, виртуальная компьютерная колоноскопия) и рентгенологические методы исследований (пассаж бария по желудочно-кишечному тракту, ирригоскопия, проктография, дефекография).