Тромбоэмболия легочной артерии

Тромбоэмболия ветвей легочной артерии представляет собой заболевание, угрожающее жизни человека. Согласно статистике, данная патология встречается примерно у 117 из 100 000 человек в год. Подробнее о причинах возникновения, способах лечения и осложнениях ТЭЛА читайте далее.

Что такое ТЭЛА?

Тромбоэмболия легочной артерии представляет собой патологию, при которой сгусток крови попадает в просвет сосуда. В результате этого повышается нагрузка на правые отделы сердца. Данное состояние зачастую протекает в острой форме и угрожает жизни пациента, хотя существуют случаи, когда ТЭЛА протекает бессимптомно.

По степени поражения выделяют три вида тромбоэмболии:

• Массивная: поражается 50% артериального русла. Резко снижается давление, миокард переполняется кровью. Риск летальности повышен;

• Субмассивная (поражение 40% артериального русла). Симптоматика схожа с инфарктом: появляется удушье, боль за грудиной, гипертермия;

• Немассивная: поражение 30% артериального русла. Может протекать бессимптомно. При своевременном медицинском вмешательстве прогноз тромбоэмболии легочной артерии благоприятный.

Согласно статистике, данная патология зачастую встречается у лиц преклонного возраста. Это означает, что для минимизации риска летальности вследствие развития ТЭЛА необходимо прибегнуть к своевременной диагностике.

Периодические посещения кардиолога, прохождение ЭКГ и других диагностических процедур помогут своевременно обнаружить тромбоэмболию или предотвратить ее развитие у лиц, находящихся в группе риска.

Причины тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА)

Риск ТЭЛА повышается в следующих случаях:

• Нарушение кровотока в результате сдавливания вен при варикозном расширении, воздействии опухолей, костных отломков или увеличения органа (например, матки);

• Варикозное расширение вен малого таза;

• Повреждение сосудистой стенки в результате воздействия вирусов, травм, оперативного вмешательства и т.д;

• Прием гормональных контрацептивов;

• Длительная иммобилизация пациента.

Тромбоэмболия может возникнуть в результате неправильного проведения послеоперационного периода. В качестве профилактики ТЭЛА у пациентов в постоперационный период используются препараты, снижающие свертываемость крови, противоэмболический трикотаж и раннюю активизацию пациента.

У людей, придерживающихся сидячего образа жизни, часто происходит застой крови в области малого таза и нижних конечностей. При резкой активизации человека повышается риск отрыва кровяных сгустков и попадания в русло легочных артерий. Следовательно, главным профилактическим мероприятием у лиц с гиподинамией является нормализация двигательной активности и своевременная диагностика.

Тромбоэмболия легочной артерии: признаки

Ведущие признаки ТЭЛА включают в себя:

• Учащенное дыхание;

• Кашель;

• Кровохарканье;

• Цианоз в области губ и пальцев (в тяжелых случаях);

• Обморок и коллапс (в тяжелых случаях).

При поражении малых ветвей симптомы ТЭЛА имеют “стертую” картину: кашель, повышение температуры до субфебрильных отметок. В некоторых случаях симптомы полностью отсутствуют.

Лечение

Терапия ТЭЛА представляет собой сложную задачу. Для нейтрализации кровяных сгустков в сосудистом русле применяются антикоагулянты в высоких дозах (препараты гепаринового ряда). При остановке сердца прибегают к сердечно-легочной реанимации. Выделяют и другие способы терапии тромбоэмболии легочной артерии:

• Реперфузионная терапия, направленная на удаление тромба и нормализацию кровотока легочных вен;

• Хирургическое вмешательство (проводится только при наличии противопоказаний для тромболитической терапии).

Больным с высоким риском рецидива заболевания устанавливают кава-фильтры. Это сетчатые устройства, улавливающие кровяные сгустки и предотвращающие их попадание в легочную артерию. Кава-фильтр вводят через кожу во внутреннюю бедренную или яремную вену.

Диагностика

Симптомы тромбоэмболии легочной артерии могут быть схожими с другими патологиями, что существенно осложняет дифференцирование ТЭЛА. Например, такие болезни, как инфаркт, бронхиальная пневмония, пневмоторакс и отек легких имеют ряд схожей симптоматики. Для точной постановки диагноза назначают следующие диагностические процедуры:

• ЭКГ, рентген грудной клетки (для исключения других заболеваний);

• ЭХО-КГ;

• Томография;

• Ангиография легочных сосудов;

• Ультрасонография сосудов нижних конечностей;

• КТ-венография;

• Вентиляционно-перфузионная сцинтиграфия. Данный метод диагностики является одним из самых информативных для дифференцирования ТЭЛА легочной артерии.

Терапия острой тромбоэмболии легочной артерии осуществляется в отделении реанимации и интенсивной терапии. Получить консультацию квалифицированного врача-кардиолога для постановки диагноза и оказания своевременной медицинской помощи вы можете в Клинической больнице.

Записаться на консультацию в ФГБУ “Клиническая больница” можно по телефону или через форму записи на прием.