Стенокардия напряжения

Стенокардия напряжения является одной из форм ИБС. Развитие заболевания у большинства пациентов обусловлено атеросклерозом сосудов, питающих миокард. Сужение просвета коронарных артерий вызывает гипоксию, что становится причиной всех патологических изменений в сердечной мышце.

Формы стенокардии напряжения

ИБС стенокардия напряжения подразделяется на формы:

• Впервые возникшая. Диагноз выставляется, если от момента приступа прошло не более одного месяца. Течение заболевания протекает в двух вариантах – стенокардия регрессирует (исчезает) или переходит в стабильную стенокардию. Первые признаки патологии могут быть предвестниками инфаркта.
  • ИБС стабильная стенокардия напряжения. Устойчивая форма заболевания с приступами, продолжающимися более одного месяца. Характеризуется появлением у пациента стереотипных симптомов на нагрузку одной силы.
  • Прогрессирующая стенокардия напряжения. На ее развитие указывает усиление тяжести и увеличение продолжительности и частоты болевых приступов при воздействии на организм обычной нагрузки.

Стенокардия напряжения стадии или иначе функциональные классы (ФК):

• 1 (первый) ФК. Обычная нагрузка изменений в самочувствии не вызывает. Болевые приступы возникают на фоне чрезмерных нагрузок – после подъема на несколько пролетов лестницы, при быстрой ходьбе.
  • Второй ФК. Физическая активность пациента ограничена. Спровоцировать приступ может ходьба на 500 и более метров, преодоление 1-2 пролетов лестницы, прогулка в ветреную погоду и при морозе, психоэмоциональное возбуждение.
  • Третий ФК. Физическая активность пациента сведена к минимуму. Приступ появляется после ходьбы на расстояние от 100 метров, при преодолении одного лестничного пролета.
  • Четвертый ФК. Физическая активность ограничена. Болевой приступ возникает и в покое.

Стенокардия напряжения ФК (функциональные классы) позволяет врачу верно определить объем физнагрузок и подобрать лекарства.

Причины стенокардии напряжения

Одна из основных причин развития стенокардии напряжения – атеросклероз. Выделяют ряд факторов риска, под воздействием которых болезнь не только начинается, но и прогрессирует.

Неустранимые факторы стенокардии напряжения – генетическая предрасположенность, пол человека и его возраст. Примерно до 50-55 лет стенокардии напряжения больше подвержены мужчины. После наступления менопаузы у женщин, то есть после 50 лет, процентное соотношение пациентов разного пола выравнивается.

Устранимые факторы риска:

• Курение.
  • Гиподинамия.
  • Сахарный диабет. Заболевание невозможно победить до конца, но выполнение рекомендаций врача снижает его тяжесть и соответственно уменьшает вероятность изменений в сосудах.
  • Артериальная гипертензия. Также как и с сахарным диабетом, контроль над течением болезни снижает риски развития осложнений.
  • Ожирение.
  • Психоэмоциональные стрессы.
  • Высокий уровень холестерина.

Признаки стенокардии напряжения

Стенокардия напряжения степени определяют клиническую картину заболевания. Но основным проявлением для всех стадий заболевания является приступ болей. Типичное протекание болевого приступа:

• Боль начинается на фоне выполнения физической работы, в момент стресса. Характерно возникновение приступа на морозе или в ветреную погоду.
  • Боль чаще всего сосредоточена за грудиной с иррадиацией в лопатку, шею, нижнюю челюсть. Боли пациентами описываются как сжимающие, жгучие, режущие.
  • Длительность болей от 2-х до 15 минут. При длительном приступе не исключается вероятность развития инфаркта.
  • Интенсивность приступа снижается после приема нитроглицерина, при прекращении физической работы.

Стенокардия напряжения симптомы - это и слабость, одышка, перебои в работе сердца, снижение или нарастание АД, холодный пот. У части больных отмечается бледность кожных покровов, учащение мочеиспускание, сухость ротовой полости.

Приступы могут повторяться как от нескольких раз за день, так и до двух-трех эпизодов в месяц. Нестабильная стенокардия напряжения проявляется ярче, ее симптомы раз от раза усиливаются.

Лечение стенокардии напряжения

План лечения больного составляется индивидуально. В первую очередь назначается стандартная терапия ИБС с использованием b-адреноблокаторов, антиагрегантов, средств, снижающих содержание холестерина в крови.

В момент приступа болевые ощущения помогает снять нитроглицерин. При частых эпизодах обострения назначают нитраты пролонгированного (длительного) действия - Изосорбида мононитрат, Изосорбида динитрат, нитроглицериновую мазь или пластырь.

В комплексную терапию входит устранение всех факторов риска заболевания, диетотерапия, выбор оптимальной физической нагрузки.

Осложнения

Стенокардия напряжения может осложниться инфарктом миокарда. Отсутствие своевременного лечения повышает риск развития сердечной недостаточности, первые признаки которой – отеки на нижних конечностях и усиливающаяся одышка.

Профилактика

Вероятность возникновения стенокардии напряжения многократно снижается, если уменьшить влияние на организм провоцирующих факторов развития заболевания. Пациентам с гипертензией и сахарным диабетом необходимо постоянно принимать назначенные лекарства.