Аденома простаты

Аденома простаты, или предстательной железы (доброкачественная гиперплазия предстательной железы, ДГПЖ) – заболевание, характеризующееся разрастанием железистой ткани простаты, приводящим к нарушению выделения мочи. Аденома простаты у мужчин проявляется учащенным и затрудненным мочеиспусканием, ощущением тяжести в области мочевого пузыря, ослаблением струи мочи. Согласно статистике, заболевание чаще всего диагностируется у мужчин старше 40 лет. Злокачественная аденома простаты формируется при отсутствии своевременного лечения патологии.

Аденома простаты: причины

Точные причины развития аденомы простаты не выявлены. Врачи выделяют некоторые предрасполагающие факторы, наличие которых повышает риск выявления ДГПЖ. Среди них:

• наследственная предрасположенность;

• возраст мужчины;

• нарушение гормонального фона.

Распространенное мнение о связи простатита и аденомы простаты является заблуждением. На сегодняшний день отсутствуют данные, подтверждающие этот факт.

Аденома простаты: симптомы

Признаки аденомы простаты у мужчин зависят от стадии течения заболевания. Выделяют 3 стадии течения аденомы предстательной железы:

1. Компенсированная (1 стадия). Характеризуется более частым, менее интенсивным и затрудненным мочеиспусканием. 1-2 раза за ночь появляется необходимость помочиться. Пациенты жалуются на внезапные позывы к мочеиспусканию.

2. Субкомпенсированная (2 стадия). Для совершения акта мочеиспускания требуется интенсивное напряжение мышц брюшного пресса. Струя мочи прерывиста, объем урины уменьшается. Застой мочи в пузыре провоцирует развитие таких инфекционно-воспалительных заболеваний, как цистит, уретрит, пиелонефрит и др.

3. Декомпенсированная (3 стадия). Сопровождается постоянными позывами к мочеиспусканию, возможны боли внизу живота. Моча выделяется по каплям, малыми порциями. На фоне изменений в предстательной железе появляются признаки почечной недостаточности.

Аденома простаты: диагностика

На первичной консультации уролог выясняет жалобы, знакомится с анамнезом заболевания. Далее врач проводит пальцевое исследование предстательной железы. Для подтверждения диагноза назначаются методы лабораторной и инструментальной диагностики. Среди них:

• анализ крови на ПСА (простатспецифический антиген);

• шкала IPSS;

• ТРУЗИ;

• УЗИ мочевого пузыря на остаточную мочу;

• урофлоуметрия;

• ритм мочеиспусканий;

• исследование секрета предстательной железы;

• мазки из уретры (с целью исключения инфекционных осложнений).

Объем необходимых исследований подбирается врачом-урологом в индивидуальном порядке. При этом учитываются симптомы, тяжесть состояния, сопутствующие заболевания.

В Центре урологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации обследования проводятся на современном оборудовании экспертного класса. Это позволяет быстро и точно поставить диагноз и назначить корректное лечение.

Аденома простаты: лечение

Как вылечить аденому простаты? В Центре урологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации для лечения аденомы простаты у мужчин используются хирургические методы, показавшие свою эффективность в борьбе с данным заболеванием. Удаление аденомы простаты может выполняться следующими способами:

• ТУР простаты. Эндоскопическое малоинвазивное вмешательство, заключающееся в удалении ДГПЖ через мочеиспускательный канал. Среди преимуществ ТУР аденомы простаты выделяют короткий период реабилитации, минимальный риск развития осложнений.

• Лазерная абляция простаты. Заключается в удалении аденомы простаты лазером. Операция отличается малой травматичностью, минимальным риском развития кровотечения.

• Позадилонная аденомэктомия. Выполняется при наличии большой аденомы простаты.

Продолжительность реабилитации после удаления аденомы простаты зависит от вида проведенного оперативного вмешательства.

Аденома простаты: осложнения

При отсутствии своевременной диагностики и лечения возможно развитие осложнений. Среди последствий аденомы простаты у мужчин выделяют такие состояния, как:

• хроническая почечная недостаточность;

• острая задержка мочи;

• гематурия;

• мочекаменная болезнь;

• инфекционные заболевания (везикулит, простатит, уретрит, пиелонефрит и др.).

Аденома простаты: профилактика

Методы профилактики доброкачественной гиперплазии предстательной железы до конца не изучены. К сожалению, при наличии наследственной отягощенности предотвратить развитие заболевания крайне сложно. Для снижения риска возникновения аденомы простаты врачи рекомендуют:

• вести регулярную половую жизнь;

• посещать врача-уролога для проведения профилактических осмотров;

• своевременно лечить заболевания мочеполовой системы;

• отказаться от курения;

• исключить злоупотребление алкоголем;

• соблюдать принципы сбалансированного и рационального питания;

• контролировать вес.

При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к урологу. Это позволит вовремя диагностировать патологию и не допустить развития тяжелых осложнений.

Для получения полной диагностики и проведения операции по удалению аденомы простаты необходимо записаться на прием в Центр урологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации.