Заболевания почек и мочевыводящей системы

Мочевыводящей системе отведена значительная роль в жизнедеятельности всего организма. Мочевыделительные органы обеспечивают очищение организма от ненужных ему веществ, а также регулируют кровяное давление и элементы крови, благодаря свойству почек вырабатывать гормон ренин.

Любые нарушения в работе почек, мочеточников, мочевого пузыря или уретры значительно сказываются на качестве жизни человека. Поэтому важно своевременно диагностировать заболевания и начать их лечение.

Почему возникают болезни почек, мочеточников и мочевого пузыря

К факторам риска развития инфекционных и неинфекционных заболеваний мочевыделительной системы относят:

• Снижение иммунитета.

• Переохлаждение организма.

• Наличие очагов инфекции в организме.

• Аномалии развития мочевыделительных путей и нарушения уродинамики (например, обструктивная уропатия или пузырно-мочеточниковый рефлюкс).

• Нарушение правил личной гигиены.

• Частые запоры (при длительном нахождении каловых масс в кишечнике запускается процесс гниения, после чего токсические вещества по кровотоку могут заносятся в почки).

• Нарушение баланса питания (наличие в рационе большого объема пищи, приводящей к образованию кальциевых камней).

• Злоупотребление алкоголем (при алкоголизме часто возникают нарушения выделительной и фильтрационной функции почек, развивается почечная недостаточность).

Признаки урологических болезней

Клиническая картина напрямую зависит от вида урологического заболевания. Однако можно выделить общие симптомы болезней почек и мочевыводящих путей:

1. Изменение в частоте и качестве процесса мочеиспускания — учащенные, нередко ложные позывы, недержание мочи, болезненность, жжение или резь при акте мочеиспускания, ощущение неполного опорожнения.

2. Изменение внешнего вида мочи — потемнение, помутнение, наличие примесей крови.

3. Признаки задержки жидкости в организме — отечность тканей, повышение артериального давления, жажда, ощущение сухости во рту.

4. Почечная колика — острая боль в области поясницы, обычно усиливающаяся ночью.

5. Симптомы общей интоксикации — повышение температуры, слабость, озноб, ломота в теле, головная боль.

Классификация мочеполовых инфекций

В зависимости от природы возникновения, принято выделять инфекционные и неинфекционные заболевания.

К инфекционным относятся заболевания, вызванные патогенными микроорганизмами:

1. Цистит — воспаление, возникающее в мочевом пузыре.

2. Пиелонефрит — воспаление, возникающее в паренхиме и чашечно-лоханочной системе.

3. Уретрит — воспаление, локализующееся в мочеиспускательном канале (уретре).

4. Бактериальный простатит — воспаление, развивающееся в простате (предстательной железе).

5. Абсцесс почки — гнойное воспаление в почке, при котором развивается полость, заполненная гноем.

Неинфекционные заболевания могут возникать в результате травм, аномалий развития и возникновения новообразований. Наиболее часто встречаются:

1. Камни в почках и мочеточниках — нарушение обмена веществ с последующим образованием конкрементов (твердых отложений из минералов и солей).

2. Гидронефроз — увеличение чашечно-лоханочной системы почки из-за скопления избыточного количества мочи.

3. Киста почки — формирование округлого плотного образования с жидким содержимым.

4. Рак почки или опухоль в лоханке почки — возникновение злокачественного новообразования, сформировавшегося из клеток эпителия почечной паренхимы.

Как отличить цистит от пиелонефрита?

Цистит и пиелонефрит — самые частые заболевания мочевыделительной системы. Нередко эти определения путают или принимают их за одно и то же нарушение. Действительно, симптомы цистита и пиелонефрита могут быть схожи — пациентов беспокоят повышение температуры тела, слабость и нарушения мочеиспускания (частые позывы, боли при акте мочеиспускания).

Отличить эти заболевания поможет УЗИ. В процессе исследования специалист определяет на мониторе, в каких именно органах и структурах имеется воспаление — в мочевом пузыре (при цистите) или почечной паренхиме и лоханке (при пиелонефрите).

Диагностика заболеваний почек и мочеточников

Диагноз ставится на основе жалоб пациента, физикального обследования, а также результатов лабораторных и инструментальных исследований.

Применяемые методы лабораторной диагностики:

• Клинический анализ мочи.

• Бактериологическое исследование мочи.

• Клинический развернутый анализ крови.

Методы инструментальной диагностики:

• Ультразвуковое исследование.

• Эндоскопическое обследование.

• Магнитно-резонансная урография.

• Компьютерная томография.

Как лечат заболевания почек и мочеточников

Для лечения инфекций мочевыводящих путей применяется антибактериальная терапия. Препараты подбираются с учетом чувствительности микроорганизмов.

Также при консервативном лечении могут использоваться препараты, регулирующие активность мочевого пузыря, препараты, растворяющие конкременты, мочегонные средства, противовоспалительные лекарственные препараты и др.

При некоторых состояниях может потребоваться проведение оперативного вмешательства.

Профилактика болезней почек и мочевыводящих путей

Для избежания возникновения урологических заболеваний, необходимо:

1. Своевременно устранять любые очаги воспаления в организме (в том числе кариес, гайморит, тонзиллит и т. д.).

2. Соблюдать правила личной гигиены.

3. Исключить вредные привычки.

4. Сбалансированно питаться, снизить потребление сильно соленой, копченой, жареной пищи.

5. Избегать переохлаждения организма.

6. Регулярно проходить профилактические обследования у профильных специалистов.

Узнать подробнее о методах лечения заболеваний почек и мочевыводящей системы можно на консультации врача-уролога. В отделении урологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики, которые помогут установить точный диагноз и определить тактику дальнейшего лечения.