Воспалительные заболевания органов репродуктивной системы

Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) – группа заболеваний, вызванных патогенными и условно-патогенными микроорганизмами. Согласно статистике, в последнее время отмечается рост заболеваемости данными патологиями. Чаще всего воспалительные заболевания органов малого таза диагностируются у девушек в возрасте 16-25 лет. Опасность ВЗОМТ заключается риске развития таких осложнений, как бесплодие, внематочная беременность, хроническая тазовая боль, дисфункция яичников, нарушение развитие плода. Поэтому при появлении первых признаков заболевания рекомендуется проконсультироваться с гинекологом.

Виды заболеваний

К ВЗОМТ относят:

• Эндометрит. Воспаление локализуется во внутреннем слое матки (эндометрии), что приводит в его дисфункции. Наиболее распространенное гинекологическое заболевание. Эндометрит может протекать в острой и хронической форме, в соответствии с чем выделяют те или иные симптомы. Среди общих признаков можно выделить боли внизу живота, нарушение менструального цикла, выделения из половых путей.

• Сальпингит. Поражение маточных труб. Сальпингит имеет схожую клиническую картину с оофоритом, поэтому заболевания объединяют в сальпингоофорит (аднексит). Выделяют острый и хронический сальпингит. Симптомы заболевания зависят от его формы течения.

• Оофорит. Воспалительный процесс развивается на поверхности яичников. По мере прогрессирования заболевания происходит инфицирование зернистых оболочек фолликулов с образованием микроабсцессов. Оофорит яичника чаще всего является вторичной патологией. Среди симптомов оофорита можно выделить боли внизу живота, патологические выделения из влагалища с неприятным запахом. В острой фазе возможно повышение температуры тела, появление тошноты и рвоты. Оофорит может быть левосторонним, правосторонним или двусторонним

• Миометрит. Воспаление мышечного слоя матки. Несвоевременная диагностика заболевания может привести к развитию хронического миометрита. Он сопровождается незначительным повышением температуры, периодической слабостью и вялостью.

• Пельвиоперитонит. Воспалительный процесс поражает серозный покров малого таза. Характеризуется острым течением. Симптомами пельвиоперитонита являются повышение температуры тела до 39-40 градусов, выраженные боли внизу живота, чувство озноба, тахикардия, вздутие живота.

Среди факторов, способствующих развитию и распространению ВЗОМТ, выделяют:

• отсутствие постоянного полового партнера;

• несоблюдение правил личной гигиены;

• внутриматочные вмешательства;

• ношение внутриматочной спирали;

• переохлаждение организма;

• половой акт;

• менструацию.

Симптомы

ВЗОМТ длительное время могут протекать бессимптомно. С этим связана сложность ранней диагностики данных заболеваний. Общими признаками для патологий являются:

• тянущие боли внизу живота;

• нарушение менструального цикла;

• зуд и жжение в паховой области;

• боли во время полового акта;

• патологические выделения из половых путей, сопровождающиеся неприятным запахом;

• повышение температуры тела.

При появлении любого из вышеперечисленных симптомов рекомендуется проконсультироваться с гинекологом. Своевременная диагностика и лечение воспалительных заболеваний органов малого таза минимизирует риск развития тяжелых осложнений.

Диагностика

Для выявления воспалительных заболеваний органов малого таза используются методы лабораторной и инструментальной диагностики. В отделении гинекологии Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации назначаются следующие обследования:

• общий анализ крови;

• бактериологический посев;

• мазок на флору;

• ПЦР;

• УЗИ органов малого таза;

• определение концентрации ХГЧ (для исключения эктопической беременности).

При неэффективности вышеперечисленных методов назначается лапароскопия. В отделении гинекологии Клинической больницы Москвы для диагностики ВЗОМТ используется современное оборудование экспертного класса. Объем обследований подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом. При этом учитываются жалобы женщины, ее общее состояние, результаты физикального осмотра. Лечение назначается по результатам проведенного обследования.

Лечение

Лечение ВЗОМТ требует комплексного подхода. Гинекологи назначают антибактериальную терапию с учетом чувствительности микрофлоры, обезболивающие, антигистаминные, противогрибковые средства. При неэффективности консервативных методов показано хирургическое лечение.

Гинекологи Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации руководствуются международными стандартами лечения воспалительных заболеваний органов малого таза. Назначаемые препараты обладают доказанной эффективностью. Оперативные вмешательства проводятся строго по показаниям.

Профилактика

В качестве профилактики развития ВЗОМТ врачи рекомендуют соблюдать правила личной гигиены, использовать барьерные методы контрацепции, иметь постоянного полового партнера. Для своевременного выявления различных заболеваний необходимо регулярно посещать врача-гинеколога для прохождения профилактических осмотров.

Для диагностики и лечения воспалительных заболеваний органов малого таза необходимо записаться на прием к гинекологу в отделение гинекологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации.