Пластика передней крестообразной связки

Коленный сустав – не только самый крупный в организме человека, но и самый сложный анатомически.

Он образован тремя костями: бедренной костью сверху, большеберцовой костью снизу, а спереди от них располагается надколенник (коленная чашечка). Основное движение в коленном суставе – сгибание, при этом надколенник скользит в специальной борозде в бедренной кости. Контактирующие поверхности бедренной, большеберцовой костей и надколенника покрыты гладким суставным хрящом, облегчающим скольжение.

Между бедренной и большеберцовой костью имеются мениски – хрящеобразные прокладки полулунной формы, которые увеличивают стабильность сустава и работают как амортизаторы между бедром и голенью, поглощая ударные нагрузки. Кроме того, стабильность в коленном суставе обеспечивается за счет его связок, наиболее важными из которых являются:

• крестообразные связки, которые удерживают голень от смещения спереди (передняя крестообразная связка) и сзади (задняя крестообразная связка);
  • большеберцовая коллатеральная связка (внутренняя боковая связка), которая удерживает голень от отклонения кнаружи;
  • малоберцовая коллатеральная связка (наружная боковая связка), которая удерживает голень от отклонения внутрь.

Передняя крестообразная связка (ПКС) находится в самом центре коленного сустава. От бедренной кости она идет вниз и кнаружи и прикрепляется к большеберцовой кости. Перпендикулярно передней крестообразной связке сзади от нее располагается задняя крестообразная связка. Если посмотреть на эти связки спереди, то можно увидеть, как они образуют крест, что и дало им название. Из двух крестообразных связок более значимой является передняя, она же травмируется чаще остальных связок коленного сустава.

Передняя крестообразная связка состоит из прочных малорастяжимых волокон и удерживает голень от смещения вперед и внутрь. Помимо механической функции, ПКС также исполняет роль датчика, сигнализируя мозгу, разогнуто ли колено или согнуто.

Повреждения передней крестообразной связки являются очень распространенной травмой. Например, в США ежегодно диагностируется около 200 тысяч разрывов передней крестообразной связки и в половине случаев приходится выполнять реконструктивную пластику ПКС. Причиной повреждения передней крестообразной связки является прямая (удар по голени или бедру) и непрямая (скручивание бедра при фиксированной на опоре стопе) травма. В мало- или бесконтактных видах спорта (волейбол, теннис, горные лыжи) в основном встречаются непрямые травмы, а в контактных (хоккей, футбол) – как непрямые, так и прямые.

Сразу после травмы боль и отечность колена могут быть настолько выражены, что полноценное обследование сустава руками врача провести невозможно. В этом случае прибегают к помощи магнитно-резонансного томографа (МРТ), а после утихания болей данные МРТ дополняются клиническим осмотром. В случае подтверждения диагноза, исходя из целей и задач пациента, избирается или хирургическая тактика, или выжидательная. При выжидательной тактике назначают укрепляющие процедуры и продолжают наблюдение. В случае, если колено продолжает болеть и отмечаются явления нестабильности голени (“выскакивает”, подворачивается, не держит вес тела) - вновь ставится вопрос об оперативном вмешательстве.

В настоящее время существует несколько методик реконструктивной пластики ПКС, каждая из которых имеет как преимущества, так и недостатки. Однако, в основном используется одно- и двухпучковая пластика сухожилиями мышц бедра или сухожилием связки надколенника. Течение и длительность послеоперационной реабилитации зависят от методики операции, исходного тонуса мышц, возраста пациента, его усердия и поставленных перед коленом задач. В среднем для возврата к нормальной повседневной деятельности требуется около 3-х месяцев, а к большому спорту – около 6 месяцев.