Заболевания желудочно-кишечного тракта

Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) — это группа заболеваний, связанных с поражением пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря и поджелудочной железы.

Причины заболеваний ЖКТ

Общие причины возникновения заболеваний ЖКТ:

• Погрешности в диете (прием жирной, жареной, копченой пищи, слишком горячей еды).

• Употребление алкоголя, наркотических средств, курение.

• Прием некоторых лекарственных препаратов.

• Травмы.

• Радиационное облучение.

• Инфекции (грибы, бактерии, вирусы) и глистные инвазии.

Виды заболеваний ЖКТ

Эзофагит — воспаление слизистой пищевода. Основная причина возникновения заболевания — заброс желудочного сока в пищевод (рефлюкс-эзофагит). В зависимости от степени поражения слизистой, могут образовываться эрозии (эрозивный эзофагит), стриктуры (рубцовые сужения просвета пищевода), пептические язвы, может возникать кровотечение.

Симптомы эзофагита

• Боль по ходу пищевода (может усиливаться после приема пищи).

• Неприятный запах изо рта.

• Обложенный язык.

• Отрыжка.

• Изжога.

Гастрит — воспаление слизистой оболочки желудка. Может протекать как в острой, так и хронической форме. Тактика лечения гастрита зависит от патологического процесса, который может протекать с понижением или повышением кислотности желудка. В 80% случаев причиной возникновения гастрита является бактерия хеликобактер пилори.

Симптомы гастрита:

• Боль в эпигастральной области.

• Диспептические симптомы (изжога, тошнота, отрыжка, рвота).

• Симптомы интоксикации.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки может быть как самостоятельным заболеванием, так и осложнением гастрита. Характеризуется наличием дефекта в стенке желудка или двенадцатиперстной кишки.

Пациент может жаловаться на:

• Боль, усиливающуюся в ночное время, после приема пищи или через 2 часа после еды, после стресса.

• Тошноту, рвоту.

• Изжогу.

Своевременная диагностика и лечение язвы желудка препятствуют развитию осложнений (кровотечение, перфорация, перерождение в рак, переход язвы на соседний орган).

Колит — воспаление слизистой оболочки толстого кишечника. Причинами возникновения колита могут быть:

• Прием большого количества лекарств.

• Дисбактериоз

• Последствия гастрита, энтерита.

• Неспецифический язвенный колит.

• Болезнь Крона.

Симптомы обострения хронического колита

• Боль, которая может мигрировать по всему животу.

• Вздутие.

• Урчание в животе.

• Диарея.

• Болезненные позывы на дефекацию.

Холецистит — это воспаление желчного пузыря. Различают две формы холецистита: некалькулезный и калькулезный (с образованием камней). Основными причинами обострения хронического холецистита являются употребление алкоголя и погрешности в питании. При калькулезном холецистите причиной может быть езда по бездорожью. При этом один из камней мигрирует в желчевыводящий проток, вызывая отток желчи.

Симптомы при холецистите

• Нарушение общего самочувствия.

• Повышение температуры тела, озноб.

• Желтушность кожи.

• Тошнота, рвота.

• Боль с правой стороны, под ребром.

• Горечь во рту.

Панкреатит — воспаление поджелудочной железы. В основе патологического процесса лежат нарушение оттока сока поджелудочной железы и ее самопереваривание своими же ферментами.

При остром панкреатите нарушается гемодинамика (понижается давление, уменьшается частота сердечных сокращений), появляется геморрагическая сыпь на коже. Состояние жизнеугрожающее.

Симптомы при обострениихронического панкреатита:

• Боль: опоясывающая или в правом подреберье.

• Повышение температуры тела.

• Тошнота, рвота, не приносящая облегчения.

• Диарея.

• Плохая переносимость молочных продуктов.

Диагностика заболеваний ЖКТ

Кроме общих принципов диагностики, в гастроэнтерологии широко применяются:

• Методы эндоскопического обследования.

• УЗИ.

• КТ, МРТ с контрастированием.

• рН-метрия.

Золотым стандартом для диагностики эзофагита, гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки является ЭФГДС (эзофагогастродуоденоскопия). Этот метод позволяет:

• Визуализировать слизистую оболочку пищевода, желудка, кишечника.

• Взять биопсию для патогистологического исследования.

• Провести тесты на наличие бактерии хеликобактер пилори и др.

Для обследования толстой кишки применяют колоноскопию.

Лечение заболеваний ЖКТ

Основные принципы лечения заболеваний ЖКТ (эзофагита, гастрита, язвенной болезни, колита, холецистита, панкреатита):

• Соблюдение диеты.

• Медикаментозное лечение (прокинетики, ферментные препараты, спазмолитики, обезболивающие, противомикробные препараты и др.).

• Санаторно-курортное лечение.

Не стоит заниматься самолечением. Многие заболевания могут протекать бессимптомно, увеличивая риск возникновения осложнений.

Узнать больше о заболеваниях ЖКТ и их лечении можно на консультации врача-гастроэнтеролога. В отделении гастроэнтерологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации работают квалифицированные специалисты, которые помогут избавиться вам от регулярных болей и дискомфорта, подобрав эффективную тактику лечения.