Эктропион шейки матки

Эктропион шейки матки — состояние, при котором происходит выворот слизистой оболочки цервикального канала шейки матки во влагалище.

Шейка матки состоит из наружной влагалищной части и внутренней — цервикального канала.

Влагалищная часть шейки представлена многослойным плоским эпителием, в канале шейки матки — эпителий цилиндрический, что обусловлено разными функциями этих частей органа.

Место соединения разных видов эпителия называется зоной трансформации.
В норме она проходит у внутреннего зева шейки матки.

Развитие заболевания

Наиболее подвержена к воздействию экзогенных факторов слизистая канала, так как она защищена всего одним слоем эпителиальных клеток и не приспособлена к условиям полости влагалища:

• Определенная микрофлора (в том числе условно-патогенной и патогенной).

• Кислая среда (низким уровнем рН, в то время как в канале среда щелочная).

• Контакт с внешней средой.

Все эти факторы влияют на нормальное функционирование желез, приводя к гипотрофии и атрофии слизистой.

Ранимая поверхность канала шейки склонна к инфицированию, травматизации.

На фоне этих изменений могут отмечаться инфекционно-воспалительные процессы, проявляющиеся в виде эндоцервицита (воспаление канала шейки матки), а в дальнейшем цервицита (воспаление всей шейки матки).

В случаях, когда шейка перестает выполнять свою барьерную функции по предотвращению проникновения инфекции в полость матки, может нарушаться репродуктивная функция.

При прогрессировании заболевания эктропион шейки матки может эрозироваться — сформироваться временная или постоянная эрозии.
Длительное существовании эрозии может привести к ее дисплазии, и малигнизации — раку шейки матки.

Причины эктропиона шейки матки

Данная патология носит как врожденный, так и наследственный характер.

Врожденный эктропион встречается редко, зачастую его появление связано с гормональными изменениями в организме.

Приобретенный эктропион может возникнуть при:

• Родовых травмах, особенно при разрыве шейки с двух сторон. Могут возникать разрывы при самопроизвольном аборте, крупном плоде, ригидности шейки.

• Неправильное ведение родов, также при родовспомогательном наложении полостных щипцов и извлечении плода.

• Некачественное ушивание разрывов шейки.

• Проведение аборта с усиленным раскрытием шейки.

• Травматичное проведение эндоскопического обследования органов малого таза.

• Неквалифицированная установка внутриматочной спирали.

Травматизация шейки приводит к разрыву циркулярных мышц.
В то время как продольные мышцы, при отсутствии антагонистического действия со стороны циркуляторных мышц, сокращаясь, вызывают расширение, в дальнейшем выворот канала наружу, в просвет влагалища.

Симптомы эктропиона

Заболевание может протекать полностью бессимптомно.

В зависимости от площади выворота слизистой пациенты могут жаловаться на:

• Боли внизу живота.

• Выделение белей в значительном количестве.

• Неприятный запах (при присоединении инфекции).

• Болезненный половой акт, а также выделения розоватого цвета после него.

• Нарушение менструального цикла.

Большинство пациенток узнают об эктропионе на профилактическом осмотре у гинеколога.

Диагностика эктропиона

Как правило, данное состояние не вызывает затруднений в диагностике.

Структурные изменения шейки матки видны уже при гинекологическом осмотре в зеркалах. Врач может невооруженным взглядом увидеть выворот шейки, рубцовые изменения, зияющий наружный зев и деформацию шейки.

Широко используется кольпоскопия. Она помогает оценить видимую часть шейки матки с увеличением, провести окрашивание с помощью йода и уксуса (данная методика помогает выявить эктопии, лейкоплакии, дисплазию, предрак и рак), осуществить прицельную биопсию патологического участка с дальнейшим патоморфологическим исследованием.

Диагностика, кроме осмотра в зеркалах и кольпоскопии, может также включать:

• Взятие мазков на цитологию и микрофлору.

• Проведение ПЦР диагностики вируса папилломы человека и других распространенных возбудителей инфекции.

• Анализы, указывающие на гормональные изменения.

• УЗИ органов малого таза, в том числе при симптомах развития воспаления матки.

Врачом акушером-гинекологом разрабатывается план диагностики индивидуально для каждой женщины.

Лечение эктропиона шейки матки

В зависимости от выраженности заболевания, его наследственного или приобретенного характера, при наличии осложнений могут рассматриваться различные методы лечения.

Они могут включать:

• Медикаментозное лечение (противовоспалительные, антимикробные, ранозаживляющие препараты, направленные на восстановление микрофлоры влагалища).

• Хирургическое (лазерная коагуляция, диатермокоагуляция, криодеструкция и др.).

При неэффективности лечения эктропиона применяют конизацию шейки (операция по иссечению части шейки).

Пройти комплексное обследование, а также получить консультацию гинеколога можно в Клинической Больнице Управления делами Президента Российской Федерации. Здесь работают квалифицированные специалисты, которые с точностью установят диагноз и подберут эффективную тактику лечения. Опыт врачей, уникальное оборудование и современный инструментарий позволяют достигнуть положительного результата в лечении многих заболеваний.