Ультразвуковые исследования органов брюшной полости

Ультразвуковое исследованиебрюшной полости — самый простой и доступный метод диагностики, позволяющий выявить вероятные заболевания и аномалии развития органов даже на ранней стадии.

Во время обследования оценивается состояние печени, селезенки, поджелудочной железы, желчного пузыря и мочеполовой системы, а также других органов брюшной полости.

Показания

Рассмотрим, в каких случаях рекомендуется пройти ультразвуковое обследование органов брюшной полости:

• Боли неизвестного происхождения в области живота.

• Тяжесть, тошнота и дискомфорт после еды.

• Травмы брюшной полости.

• Регулярное появление горечи во рту.

• Нерегулярный стул или нарушение его консистенции (запор, диарея).

• Нарушение аппетита.

• Повышенное газообразование.

• Отрыжка после еды.

• Беспричинная рвота.

• Появление "вздутого" живота.

Стоит отметить, что ультразвуковое исследование рекомендуется проводить не только при наличии тревожных симптомов, но и в качестве профилактики. Любая патология намного легче поддается лечению на начальных стадиях.

Специалисты рекомендуют обследовать органы брюшной полости как минимум раз в год.

Подготовка

Для получения достоверных результатов необходимо правильно подготовиться к процедуре:

• За несколько дней до исследования необходимо соблюдать диету, а именно: отказаться от продуктов, которые могут спровоцировать брожение в кишечнике и повышенное газообразование. Необходимо отказаться от черного хлеба, бобовых, газированных напитков, кофе и т. д. Рекомендуется отдать предпочтение более легкой пище: бульоны, овощные супы, каши на воде, нежирные виды мяса.

• Ультразвуковое исследование осуществляется натощак, то есть за 8-10 часов до процедуры необходимо отказаться от еды. Исключением являются лишь пациенты с сахарным диабетом и дети раннего возраста. В таком случае достаточно воздерживаться от пищи всего 2-4 часа.

• При склонности к повышенному газообразованию необходимо проконсультироваться с врачом по поводу приема ветрогонных препаратов.

• При длительных запорах рекомендуется использовать очистительную клизму или мягкие слабительные средства.

Обратите внимание, что после исследований с введением в организм рентгеноконтрастного вещества ультразвуковое исследование рекомендуется проводить не ранее чем через двое суток.

Как проходит исследование

УЗИ проводится быстро (около 30 минут), не вызывает болевых ощущений или какого-либо дискомфорта.

Пациент ложится на кушетку, оголяя область живота. На кожный покров наносится специальный гель, который позволяет УЗ-датчику беспрепятственно передвигаться по коже.

Информация с датчика переносится на экран монитора УЗИ-аппарата, что позволяет доктору оценивать состояние внутренних органов в режиме реального времени.

Что покажет УЗИ

На основании результатов УЗИ, специалист анализирует состояние органов, размер и форму, структуру и расположение по отношению друг к другу. В результате диагностики можно выявить различные отклонения и патологии даже на ранней стадии развития.

Рассмотрим, какие заболевания видно на УЗИ:

• Жировой гепатоз. Жировая болезнь печени сегодня — очень распространенный недуг, характеризующийся избыточным накоплением жировых (преимущественно триглицеридов) в клетках печени.

• Циррозпечени. Заболевание, которое характеризуется нарушением структуры печени за счет разрастания соединительной ткани, что приводит к невозможности нормального функционирования органа.

• Холецистит. Патология характеризуется воспалением желчного пузыря. При острой форме заболевания требуется немедленная медицинская помощь, в большинстве случаев проводится экстренное хирургическое вмешательство.

• Панкреатит. Воспалительное заболевание поджелудочной железы с возможным вовлечением окружающих тканей. На УЗИ можно обнаружить воспаление даже на ранних стадиях развития.

• Желчно-каменная болезнь. Патологический процесс, сопровождающийся образованием конкрементов в желчном пузыре. Второе название заболевания — калькулезный холецистит.

• Доброкачественные новообразования. Обнаруживаются в ходе исследования, среди таких образований могут быть кисты, полипы и др.

• Злокачественные новообразования. Нередко с помощью ультразвукового исследования удается обнаружить онкологические заболевания, опухоли злокачественного происхождения.

Для подтверждения диагноза врачом назначаются дополнительные виды исследований.

УЗИ органов брюшной полости проводится в отделении функциональной диагностики на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации. Здесь работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики. С их помощью, а также благодаря новейшему оборудованию, удается установить предварительный диагноз, его степень тяжести и определить тактику лечения.