Стома - искусственно созданное отверстие какого-либо полого органа хирургическим путем (ободочной или тонкой кишки), которое выводится наружу через переднюю брюшную стенку.

Причиной формирования стомы может служить врожденный дефект, болезнь или травма. Чаще всего стома формируется при выполнении экстренных операций как необходимая мера по спасению больного или при многоэтапном хирургическом лечении различных заболеваний толстой кишки.

Стома не имеет замыкательного аппарата, поэтому пациенты не чувствуют позывов и не могут контролировать процесс опорожнения. Стома лишена болевых и нервных окончаний, поэтому боль не ощущается.

Виды и характер стом:

• илеостома (выводится петля тонкой кишки)
  • колостома (выводится петля толстой кишки)
    • сигмостома
    • трансверзостома
    • десцендостома
    • асцендостома
    • цекостома
  • одноствольная ( выводится через отверстие на передней брюшной стенке один ствол кишки, как правило, функционирующий)
  • двуствольная (выводится на переднюю брюшную стенку петля в виде двух стволов состоящая из приводящего и отводящего отрезков кишки)
    • петлевые
    • раздельная
  • постоянная
  • временная

Постоянная стома не может быть ликвидирована в процессе дальнейшего лечения пациента по причине отсутствия или необратимого повреждения запирательного аппарата кишечника, или при невозможности выполнения оперативного вмешательства по восстановлению непрерывности хода кишечника по разным причинам.

Многие пациенты, в силу разных обстоятельств оказавшиеся перед необходимостью жить со стомой, испытывают огромные трудности и проблемы физического и морального характера, ограничивающие жизнедеятельность, приводящие к изоляции от общества. При этом у большинства больных существует возможность реабилитироваться и вернуться к своей привычной жизни без стомы.

Диагностика

Для того, чтобы определить перспективность и возможность восстановительной операции по ликвидации стомы необходимо тщательное обследование больного. Обследование включает осмотр пациента, оценку общего статуса и основного заболевания, расположение, вид и характер сформированной ранее стомы, комплексное исследование пациента по наличию сопутствующих заболеваний, инструментальные методы обследования функционирующих и отключенных отделов толстой кишки (колоноскопия, ирригоскопия, виртуальная колоноскопия, компьютерная томография). Только после полного обследования можно будет правильно спланировать предстоящую операцию, которая, бывает достаточно сложной как для пациента, так и для хирурга.

Лечение

Для закрытия двуствольных илеостом или колостом, как правило, бывает достаточно местного хирургического доступа (где расположена стома) с последующем восстановлением межкишечного соустья. Эти операции достаточно легко переносятся, пациенты быстро реабилитируются и восстанавливаются.

Реконструктивные и восстановительные операции у больных с раздельными различными видами стом имеют высокую степень сложности. Связано это, прежде всего, с выраженным рубцовым спаечным процессом и нарушением нормальных анатомо-топографических соотношений органов в брюшной полости и малом тазу, которые возникают после первого хирургического вмешательства. Зачастую короткая культя прямой кишки и вовлечение её в рубцово-спаечный процесс затрудняет идентификацию и выделение органа. При этом большое расстояние между предлагаемыми для восстановления участками толстой кишки требует дополнительной мобилизации этих отделов, что увеличивает травматичность хирургических вмешательств. Поэтому для выполнении таких операций требуется индивидуальный, методический и тщательный подход к больному.

В последние годы мы отдаем предпочтение лапароскопическим вмешательствам, которые является малоинвазивными, сопровождаются меньшей травмой и уменьшением выраженности болевого синдрома после операции. Пациенты раньше активизируются и восстанавливаются, сокращаются сроки пребывания их в стационаре.