Полип шейки матки

Полип шейки матки — это доброкачественное образование, возникшее по причине патологического разрастания эпителия. Визуально — это небольшие узелки размером от нескольких миллиметров до 3 см. Полипы требует хирургического лечения, поскольку способны преобразовываться в злокачественные опухоли.

Причины возникновения

Рассмотрим вероятные причины, которые могут повлиять на возникновение патологического процесса:

• Наличие воспалений в области шейки матки

• Инфекционные патологии, например, наличие вируса папилломы человека

• Гормональный сбой

• Травматические повреждения шейки матки (в том числе хирургическое прерывание беременности)

• Частые стрессовые ситуации

• Эндокринные заболевания

• Хронические заболевания органов малого таза

• Нередко полипы возникают на фоне аденомиоза, мастопатии, поликистоза

• Наследственная предрасположенность

Патология часто возникает у беременных, поэтому беременность тоже можно отнести к факторам риска. Дело в том, что во время вынашивания ребенка организм испытывает значительную гормональную перестройку, что может привести к разрастанию ткани в шейке, спровоцировать гиперплазию.

Симптомы

Признаки полипа шейки матки зачастую отсутствуют, многие женщины узнают о диагнозе при плановом осмотре у врача-гинеколога.

В некоторых случаях о наличии патологического процесса могут свидетельствовать следующие признаки:

• Менструации нерегулярны, становятся более длительными и обильными, сопровождаются выраженной тянущей болью в нижней части живота

• Сукровичные влагалищные выделения вне менструального цикла (чаще всего после полового контакта)

• Проблемы с зачатием ребенка

• Обильные влагалищные выделения серозного или серозно-гнойного характера

При наличии вышеперечисленных симптомов не следует затягивать с визитом к врачу. Ранняя диагностика позволяет избежать осложнений.

Основные виды

В зависимости от строения, патологические образования можно разделить на несколько видов, рассмотрим основные из них:

• Железистые. Железистый тип чаще встречается у молодых девушек. Из названия становится понятно, что образование сформировано из железистых клеток эндометрия

• Фиброзные. В структуре образований преобладает соединительная ткань

• Железисто-фиброзные. Представляющие собой промежуточный вариант: состоит из желез эндометрия и соединительной ткани одновременно

• Аденоматозные. Формируются из железистого эпителия, у которого наблюдаются признаки чрезмерного разрастания и структурной перестройки. Наиболее опасный вид полипов, считаются предраковыми, возникают редко.

Аденоматозные полипы считаются наиболее опасными, так как имеют риск малигнизации (перерождения в злокачественную опухоль), однако встречаются не так часто, как остальные.

Диагностика

Как правило, данную патологию диагностируют во время гинекологического осмотра. С целью определения размеров, локализации и особенностей строения полипов проводят кольпоскопию. Дополнительно могут быть назначены ультразвуковое исследование органов малого таза, мазки на флору и цитологию.

После удаления полип отправляют на гистологического исследование, чтобы исключить злокачественную этиологию новообразования.

Лечение полипа шейки матки

Если у женщин обнаружен полип шейки матки — его обязательно нужно удалять, даже если он никак себя не проявляет и не доставляет беспокойства. Дело в том, что полипы могут перерождаться в злокачественные новообразования, поэтому рисковать не стоит.

С целью удаления полипа проводят выскабливание шейки и тела матки под контролем гистероскопа. Ложе полипа дополнительно может обрабатываться криогенным или радиочастотным методом. После удаления образования для исключения предраковых изменений в новообразовании проводится гистологическое исследование.

После хирургического вмешательства в целях профилактики рецидивов может назначаться медикаментозная терапия: противовоспалительные препараты, гормоносодержащие средства, для повышения иммунитета рекомендовано восполнение дефицитов витаминов.

С целью снижения вероятности осложнений врачи рекомендуют после оперативного вмешательства строго соблюдать правила личной гигиены, отказаться от чрезмерных физических нагрузок, приема горячих ванн, саун и бань, купания в открытых водоемах. Также до конца реабилитационного периода следует исключить спринцевания и половые контакты. В среднем период реабилитации составляет около 3 недель. По окончании восстановительного периода пациентке рекомендован контрольный осмотр.

Профилактика

Чтобы снизить риск развития патологического процесса рекомендуется соблюдать следующие профилактические меры:

• Регулярная интимная гигиена

• Отказ от вредных привычек

• Повышение иммунитета (сбалансированное питание, умеренные физические нагрузки, прием витаминных комплексов)

• Регулярное обследование у врача-гинеколога как минимум раз в год

Лечение полипов матки проводят в отделении гинекологии. Получить консультацию квалифицированного врача-гинеколога для уточнения диагноза и проведения лечения вы можете в Клинической больнице.