Сцинтиграфия миокарда (перфузионная сцинтиграфия миокарда) – это исследование кровоснабжения (перфузии) миокарда левого желудочка с помощью радиофармацевтических препаратов (РФП), которые распределяются в здоровых тканях сердца. Радиофармпрепарат вводится внутривенно и накапливается в сердечной мышце, затем излучение от накопившегося препарата улавливается детекторами регистрирующего прибора .

Сцинтиграфия миокарда – уникальный метод диагностики, который дает возможность объективно оценить кровоснабжение сердечной мышцы.

Показания к проведению перфузионной сцинтиграфии миокарда:

• Выявление и дифференциальная диагностика ишемической болезни сердца (ИБС): Стенокардия напряжения и стабильная стенокардия, эпизоды нестабильной стенокардии.
  • Оценка значимости поражения коронарных артерий у больных с диагнозом ИБС.
  • Оценка риска сердечно-сосудистых осложнений (сцинтиграфия миокарда проводится, если диагноз ИБС уже поставлен).
  • Оценка эффективности коронарной ангиопластики, шунтирования и тромболизиса; оценка эффективности реваскуляризации.
  • Повторная сцинтиграфия при возобновлении стенокардии после вмешательств на коронарных сосудах.
  • Подтверждение диагноза острого инфаркта миокарда (ОИМ) в условиях сомнительной ЭКГ.
  • Исследование кровоснабжения миокарда левого желудочка при его некоронарогенных поражениях (кардиомиопатии, миокардиты, ранние осложнения сахарного диабета).
  • Определение стратегии лечения и контроль качества проведенного лечения.

Существует 2 варианта проведения перфузионной сцинтиграфии миокарда:

• Сцинтиграфия миокарда в покое – проводится в течение 1 дня.
  • Сцинтиграфия миокарда в покое и с нагрузкой (велоэргометрия) – проводится в течение 2 дней.

По мнению специалистов сцинтиграфия миокарда в покое, т.е. без нагрузочной пробы, малоинформативна.

Однако в ряде случаев этот метод диагностики показан при:

• Болях в груди неясной этиологии.
  • При невозможности выполнения физической нагрузки, постоянной электрокардиостимуляции (ЭКС), блокаде левой ножки пучка Гиса (БЛНПГ).
  • Бессимптомных нарушениях во время других нагрузочных проб и при их неинформативности.

В связи с отсутствием возможности на данный момент проведения функциональной нагрузки, исследование перфузионной сцинтиграфии миокарда выполняется только в покое.

При исследованиях перфузии сердца в покое фактически можно подтвердить наличие рубцовых изменений (инфарктных зон) миокарда, а так же оценить кровоснабжение, тогда как исследование миокарда в покое и с нагрузкой расширяет диагностические возможности методики.

Противопоказания для сцинтиграфии:

•  беременность, ограничение во время грудного вскармливания (отмена на 48 часов).

для проведения нагрузочного теста:

• инфаркт миокарда в последние двое суток (48 часов);
  • нестабильная стенокардия с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений;
  • не поддающиеся лечению аритмии, сопровождающиеся нарушениями гемодинамики;
  • тяжелый клинический аортальный стеноз;
  • тяжелая сердечная недостаточность;
  • тромбоэмболия легочной артерии;
  • расслаивающая аневризма аорты;
  • острый миокардит, перикардит или инфекционный эндокардит;
  • тяжелые внесердечные заболевания, которые могут повлиять на выполнение пробы, или могут обостриться на фоне пробы (в т.ч. инфекции, почечная недостаточность, тиреотоксикоз);
  • тяжелые эмоциональные расстройства, психозы.

Подготовка к исследованию

Если предполагается делать только исследование в покое, лекарственные препараты не отменяются.

При исследованиях с нагрузкой после консультации с лечащим врачом рекомендуется отменить β-адреноблокаторы (атенолол, бисопролол, небиволол и т.п.) за 3 дня до проведения нагрузочного теста.

Особенности исследования: желательно проводить исследование сердца с нагрузкой в рамках госпитализации в стационар на несколько дней для мониторинга за состоянием пациента до и после нагрузочной пробы, проведения дополнительных диагностических тестов.

Исследование проводится строго натощак, с собой иметь жирный йогурт (сметану или сырок).

Процедура проводится через 30 – 60 мин после введения РФП и занимает до 30 минут.

Заключение выдается в день исследования.

Пациентам необходимо с собой иметь выписку из амбулаторной карты/истории болезни с осмотром кардиолога либо терапевта, архив электрокардиограмм, результаты исследований сердца при их наличии (ЭХОКГ, холтер – монитор, СМАД, ВЭМ, Тредмил тест и т.д.), которые он должен предоставить врачу-радиологу.

Для исследования пациента в нагрузке необходимо взять с собой удобную обувь и спортивные штаны для проведения велоэргометрии.

Стоимость радиоизотопных исследований:

Код услуги

Стоимость, руб

А07.03.001.001

Сцинтиграфия костей всего тела

А07.03.001.002

Сцинтиграфия костей всего тела, совмещенная с однофотонной эмиссионной компьютерной томографией костей и компьютерной томографией грудного отдела позвоночника

А07.03.001.003

Сцинтиграфия костей всего тела, совмещенная с однофотонной эмиссионной компьютерной томографией костей и компьютерной томографией пояснично-крестцового отдела позвоночника

А07.03.001.004

Сцинтиграфия костей всего тела, совмещенная с однофотонной эмиссионной компьютерной томографией костей и компьютерной томографией костей таза

А07.03.003