Патология шейки матки

Патологии шейки матки – группа заболеваний, которые при определенных условиях могут трансформироваться в рак шейки матки. Их особенностью является то, что длительное время они могут протекать бессимптомно. С этим связано позднее обращение женщин за медицинской помощью.

Заболевания шейки матки: классификация

• Фоновые заболевания шейки матки часто возникают на фоне гормонального дисбаланса. Чаще всего они диагностируются у девушек пубертатного возраста и у женщин в климактерическом периоде. Фоновыми заболеваниями шейки матки являются лейкоплакия, полипы, плоские кондиломы, эрозия и др.

• Предраковые заболевания шейки матки включают в себя различные типы дисплазии. Важно, что такие состояния имеют высокий риск малигнизации.

• Раковые заболевания шейки матки. Точные причины развития не изучены. Патология длительно может протекать бессимптомно, что объясняет выявление заболеваний на поздних стадиях.

Наиболее часто диагностируемыми заболеваниями шейки матки являются:

Эрозия шейки матки

Заболевание, при котором на эпителии, выстилающем шейку матки, образуется дефект. Опасность патологии заключается в том, что она долго может протекать без симптомов. При плановом гинекологическом осмотре специалист может обнаружить наличие повреждения тканей даже на самой ранней стадии.

Дисплазия шейки матки

Заболевание характеризуется нарушением дифференцировки клеток шейки матки и/или слизистой канала шейки, интенсивным разрастанием клеток с появлением в них атипии.

Карцинома шейки матки

Онкологическое заболевание, для которого характерно отсутствие симптомов на начальных этапах развития. По мере прогрессирования патологии появляются кровотечения из половых путей, боли во время полового акта, внизу живота, субфебрильная температура тела.

Полип шейки матки

Доброкачественное заболевание шейки матки, при котором происходит разрастание слизистой оболочки. Полип имеет округлую форму, гладкую поверхность. Выраженность симптоматики заболевания зависит от расположения образования. Если полип локализуется внутри цервикального канала, то патология протекает бессимптомно. При его разрастании возможно появление кровянистых выделений.

Эндометриоз шейки матки

Характеризуется появлением очагов эндометриоза на шейке матки. Диагностируется в ходе гинекологического осмотра. Среди возможных симптомов заболевания выделяют кровянистые выделения и дискомфорт внизу живота.

Кондиломы и папилломы

ВПЧ (HPV) – ассоциированная патология, характеризующаяся разрастанием эпителия в связи с инфицированием вирусом папилломы человека.

Заболевания шейки матки: диагностика

• гинекологический осмотр;

• анализ крови на онкомаркеры;

• УЗИ органов малого таза;

• КТ и МРТ;

• биопсия.

Для определения объема обследования необходима консультация гинеколога. На основании жалоб, анамнеза заболевания и жизни, сопутствующих патологий врач подбирает план диагностики. По результатам проведенного обследования определяется тактика лечения.

Заболевания шейки матки: лечение

Для лечения патологий шейки матки применяют различные методы. Среди них:

• Криодеструкция. Воздействие на патологический очаг осуществляется с помощью жидкого азота. Криодеструкция используется для лечения дисплазии и эрозии шейки матки. Восстановительный период занимает в среднем 3 месяца.

• Лазерное лечение. Для рассечения тканей используется лазер. Преимуществами данного метода лечения являются точное воздействие, быстрое заживление тканей, минимальный риск развития кровотечения, отсутствие необходимости обезболивания.

• Диатермохирургические методы. Используются для лечения эрозии, дисплазии, деформации шейки матки. Подразумевает удаление части тканей шейки матки электроножом или ее прижигание.

• Радиоволновое лечение. Щадящий метод лечения патологий шейки матки. Подходит для женщин, планирующих в дальнейшем беременность.

• Ножевая конизация. Оперативное вмешательство, в ходе которого производится удаление конусовидной части шейки матки.

• Химическая коагуляция. Воздействие на патологию осуществляется с помощью препаратов. Подходит для лечения небольших по размеру эрозий, кондилом.

• Ампутация шейки матки. Операция, выполняемая при диагностированном раке шейки матки на начальных стадиях.

Выбор метода лечения заболеваний шейки матки у женщин осуществляет лечащий врач. При этом учитываются различные факторы: вид патологии и степень ее тяжести, возраст пациентки, сопутствующие заболевания и др.

Заболевания шейки матки: профилактика

Для того, чтобы не допустить развития заболеваний шейки матки, врачи рекомендуют:

• регулярно посещать гинеколога для проведения профилактических осмотров;

• своевременно обращаться к специалисту при появлении первых патологических признаков;

• вести активный образ жизни;

• придерживаться принципов рационального и сбалансированного питания;

• контролировать вес;

• отказаться от вредных привычек.

В отделении гинекологии Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации возможно пройти диагностику и лечение патологий шейки матки. В Клинической больнице прием ведут высококвалифицированные гинекологи, имеющие многолетний опыт работы. Для обследования используется современное оборудование экспертного класса.