Нарушение сердечного ритма и проводимости

Аритмии – патологические сбои в работе сердца, в силу чего происходит нарушение сердечного ритма и проводимости. Могут возникать преждевременные или внеочередные сокращения, иногда изменяется цикличность процессов возбуждения и сокращения предсердий и желудочков сердца.

Причины возникновения сбоев в работе сердца

С нарушения сердечного ритма и проводимости начинается лекция каждого эксперта в сфере кардиологии. Прежде всего, важно разобрать причины развития патологического состояния. Различают следующие неблагоприятные факторы, провоцирующие недуг:

1. Кардиологические (ИБС, инфаркт миокарда, стенокардия, врождённые и приобретенные пороки сердца, аномалии миокарда, пролапсы);
  2. Фармакологическое влияние (прием гликозидов, антиаритмических средств, диуретиков, симпатолитиков);
  3. Сбой электролитного типа (гипергликемия, гиперкальциемия, другое);
  4. Токсические вещества (курение, наркотическая, алкогольная зависимость, отравление собственными гормональными веществами).

Виды нарушений сердечной проводимости

Аритмии разделяют на такие категории:

• Нарушение автоматизма (синусовая аритмия, тахикардия, брадикардия);
  • Нарушение сердечного ритма (желудочка экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия, синдром слабости синусового узла);
  • Сбой в программе проводимости (увеличение или уменьшение блокады);
  • Смешанные виды.

Учитывая то, где именно происходит сбой, нарушения сердечного ритма разделяют на предсердные (наджелудочковые) и желудочковые. Тахикардия – нарушение сердечного ритма, которое проявляется увеличением частоты сердечных сокращений (больше, чем 90 уд/мин). Брадикардия является противоположным состоянием, когда ЧСС снижается до 55 ударов и меньше.

Симптомы

Рассматривая каждое конкретно нарушение сердечного ритма, симптомы стоит изучать также с учетом определённого отклонения. Общие жалобы, которые выдвигают пациенты:

1. Чувство тяжело или быстро бьющегося сердца;
  2. Головная боль;
  3. Дискомфорт за грудиной;
  4. Обморочное состояние;
  5. Синюшность носогубного треугольника;
  6. Бледное дермальное полотно;
  7. Сильная одышка;
  8. Необъяснимое чувство тревоги;
  9. Частичная или полная дезориентация в пространстве и времени.

При тахикардии челочек ощущает «тяжелое сердце», он слишком перевозбужден на фоне общей слабости, возникает сильное чувство сдавливания грудной клетки. При брадикардии пациенты склонны больше к обморочным состояниям. Сильно кружится голова, выраженная цефалгия, кожа пациента становится липкой от холодного пота.

Диагностические мероприятия

Аритмия может исчезнуть самостоятельно. Незначительные нарушения сердечного ритма и проводимости не требуют неотложной помощи. Если же сбои происходят слишком часто и продолжительное время беспокоят пациента, стоит незамедлительно обращаться за помощью.

Диагностика нарушений сердечного ритма и проводимости основывается на применении следующих диагностических методик:

• Электрокардиография – основной способ досконально изучить особенности сердечного ритма;
  • ЭКГ-мониторинг – запись работы сердца на протяжении 24 часов на магнитный носитель;
  • Эхокадиография - используется, как дополнительный диагностический метод.

Нарушение сердечного ритма: лечение аритмии

Лечение большинства видов аритмий направлено на устранение основного заболевания, которое провоцировало возникновение систематических сбоев. Некоторые нарушения с проводимостью и ритмом можно устранить, придерживаясь здорового образа жизни: правильно питаться, отказаться от любых крепких алкогольных напитков и никотина, заниматься спортом, избегать стресса и психоэмоционального напряжения.

При необходимости лечащий врач назначит медикаментозное лечение. Для пациентов с тахикардией актуальные фармакологические продукты из группы бета-блокаторов, блокаторов кальциевых канальцев, сердечных гликозидов. Для общей стабилизации эмоционального состояния пациента назначают седативные средства.

В ряде случаев пациентам показано оперативное вмешательство. Кардиостимулятор является водителем ритма и помогает корректировать работу органа при таких тяжких состояниях, как АВ-блокады, выраженная брадикардия, неподдающаяся медикаментозному воздействию, синдром слабости синусового узла. Схема лечения всегда подбирается строго индивидуально, учетом особенностей и потребностей каждого пациента.