Кистомы – это истинные опухоли яичников, они способны к росту, то есть их увеличение идет не за счет накопления секрета, а за счет роста. Кистомы бывают доброкачественные, потенциально злокачественные и злокачественные.

Выделяют следующие группы пациентов с повышенным риском развития кистом.

• Женщины, страдающие хроническими воспалительными заболеваниями малого таза. Таким женщинам необходимо в комплексе терапии этих заболеваний рекомендовать применение гормональных контрацептивов.
  • Женщины, страдающие гормональными нарушениями – нарушение менструального цикла, гормональное бесплодие (отсутствие беременности).
  • Женщины, у которых в анамнезе были операции на яичниках – цистэктомия, и др.
  • Отягощенная наследственность – опухоли яичников, эндометрия у близких родственников.
  • Женщины у которых рак молочной железы.
  • Женщины у которых была патологическая беременность.

Для опухолей яичников очень трудно найти скрининг – выявление определенного симптома у большой группы больных. Начать углубленное обследование необходимо начинать у женщин, у которых обнаружено объемное образование более 3 см в области придатков матки при бимануальном исследовании.

Обследование при опухоли яичников:

• Бимануальное исследование - не теряет своей актуальности даже при наличии хорошей аппаратуры. Образование может быть бугристое, неподвижное за счет спаечного процесса и т.д.
  • Осмотр в зеркалах: шейка матки доступна для исследования, можно сделать осмотр эндометрия, взять аспират.
  • Пункция брюшной полости и получение смыва, который исследуется цитологически.
  • Под контролем УЗИ делают пункцию образования, а затем опять - цитологическое исследование.
  • УЗИ: абдоминальный датчик, вагинальный датчик.
  • Компьютерная томография, ЯМРТ - более точные, послойные исследования. Уточнение наличия метастазов в лимфоузлах.
  • Исследование кишечника на предмет опухоли (ректороманоскопия, ирригоскопия), исследование молочных желез (маммография, УЗИ), исследование состояния эндометрия.
  • Так как могут быть метастатические опухоли яичников (из желудка - метастаз Крукенберга, кишки, поджелудочной железы), надо исследовать желудочно-кишечный тракт.
  • Определение опухолевых маркеров. Подъем СА-125 (онкомаркер) выше нормы (больше 35 единиц) говорит о том, что в данном случае риск столкновения с онкопроцессом выше. Однако это не всегда так. Мы наблюдаем подъём онкомаркёров значительно выше нормы при эндометриозе и эндометриоидных кистах яичников, не имеющих ничего общего с онкологией.
  • Лапароскопия.

Тактика ведения

1. Объем оперативного вмешательства при злокачественной опухоли яичника:
экстирпация матки с придатками и удаление большого сальника, т.е. удаление шейки матки, матки, придатков. Большой сальник удаляется потому, что в 18-20% случаях обнаруживают микрометастазы, сальник активно участвует в накоплении и продукции асцитической жидкости (особенно при запущенных стадиях).

2. Объем оперативного вмешательства при доброкачественном процессе: аднексэктомия (удаление придатков).
При операции производят внимательный осмотр внутренней выстилки кисты (могут быть злокачественные разрастания). Во время операции выполняют экспресс гистологическое исследование.