Кистома яичника: причины, симптомы, диагностика

Кистома яичника — это доброкачественная опухоль, развивающаяся из эпителиальных тканей и обладающая пролиферативным ростом.

При значительных размерах может сдавливать соседние органы и даже прорастать в них и разрушать. Согласно статистике, патология характерна для женщин преимущественно в возрасте от 30 до 60 лет.
Лечение кистомы исключительно хирургическое, что связано с необходимостью удаления опухоли из-за риска озлокачествления (малигнизации).

Причины

Точной причины развития данного заболевания не выявлено. Однако, есть некоторые косвенные факторы, которые могут повлиять на возникновение кистомы:

• Гормональный сбой.

• Сопутствующие заболевания органов малого таза.

• Наследственная предрасположенность к заболеваниям яичников.

• Хирургические вмешательства на органы малого таза.

• Наличие ВПЧ.

• Наличие в анамнезе герпеса 2 типа.

• Нарушение менструального цикла.

• Менопауз.

• Ожирение.

• Наличие вредных привычек.

Симптомы

Кистома может образоваться как на правом, так и на левом яичнике, реже — одновременно на обоих. Как правило, на начальный стадиях развития патологии никаких выраженных признаков не наблюдается. Зачастую заболевание выявляют в ходе плановых исследований у врача-гинеколога.

По мере роста кистомы отмечается боль ноющего характера в нижней части живота, в некоторых случаях наблюдается увеличение живота, появляется чувство наполненности брюшной полости. Нередко отмечаются сбои менструального цикла.

Негативно отражаются на функционировании близлежащих органов кистомы крупных размеров. В их случае наблюдаются следующие признаки:

• Частые запоры (в результате сдавления прямой кишки).

• Отечность (в связи со сдавлением сосудов и лимфатических узлов).

• Учащенное мочеиспускание (при давлении на мочевой пузырь).

• Плохое самочувствие, общая слабость.

• Усиление болей в животе.

• В случае перекрута ножки, боль становится нестерпимой, повышается температура тела.

При обнаружении первых симптомов следует немедленно обратиться к врачу. Своевременное лечение позволяет снизить вероятность развития осложнений и усугубления состояния.

Диагностика

При подозрении на заболевание необходимо обратиться к врачу-гинекологу, который проведет сбор анамнеза и гинекологический осмотр.

Для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные методы исследования:

• Ультразвуковое исследование органов малого таза.

• УЗИ брюшной полости (для исключения осложнений).

• Лабораторные анализы, в том числе на онкомаркеры.

• При необходимости: компьютерная томография или магнитно-резонансная томография.

На основе полученных данных пациентке назначается лечение.

Лечение

К сожалению, данное заболевание не поддается медикаментозной коррекции. При наличии кистомы показано хирургическое вмешательство. В зависимости от размера и наличия прорастания в соседние ткани, убирают только кистому или опухоль вместе с пораженным яичником. Оперативное вмешательство проводится малоинвазивным способом: через небольшие проколы в передней брюшной стенке в область яичника вводят специальный прибор. Под визуальным контролем с помощью лапароскопической техники и инструментов хирург удаляет поврежденные ткани.
Данная методика обеспечивает низкую травматизацию тканей и снижает риск осложнений. Удаленные ткани отправляют на гистологическое исследование, чтобы убедиться в отсутствии признаков озлокачествления.

Осложнения

Если своевременно не диагностировать заболевание и не приступить к лечению, это чревато различными последствиями:

• Маточное кровотечение.

• Разрыв кистомы.

• Воспалительные заболевания малого таза.

• Перерождение кистомы в злокачественную опухоль (малигнизация).

При оперативном лечении прогноз для жизни, здоровья и репродуктивной функции благоприятный.

Профилактика

Для того, чтобы не пропустить развитие патологического процесса, рекомендуется минимум два раза в год посещать гинеколога, проводить гинекологический осмотр и выполнять ультразвуковое исследование органов малого таза, даже если ничего не беспокоит.

Узнать подробнее о лечении кистомы яичника можно на консультации врача-гинеколога. В отделении гинекологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики.