Киста – ретенционное образование, которое образуется в результате накопления секрета внутри этого образования (то есть не за счет истинного роста). Кисты, в основном, возникают на фоне гормональных изменений и на фоне хронического воспалительного процесса в области малого таза.

1. На первом месте по частоте бывают фолликулярные кисты, которые образуются на фоне воспаления. Это, как правило, односторонние образования, которые возникают на месте кистозно-атрезированного фолликула, однокамерные, тонкостенные. В этой кисте накапливается жидкость, содержащая эстрогены, которые продуцируются внутренней выстилкой капсулы. Жидкость желтого цвета, прозрачная. Небольшие кисты протекают бессимптомно и обнаруживаются случайно при гинекологическом осмотре, ультразвуковом исследование или при возникновении осложнений.Иногда может беспокоить незначительная тупая боль внизу живота. Зачастую единственным проявлением фолликулярной кисты яичника является нарушение менструального цикла: гиперполименорея (обильные и длительные месячные) или маточные кровотечения. В некоторых случаях возможно развитие таких осложнений, как перекрут ножки кисты, разрыв капсулы кисты, и тогда развивается картина "острого живота".
  2. На втором месте – кисты желтого тела. Их строение сходно со строением желтого тела, которое образуется во вторую фазу менструального цикла: они односторонние, капсула более толстая, образуются в репродуктивном возрасте (16-40 лет). Кисты желтого тела часто имеют разрыв, кровоизлияние, нередко они подвергаются обратному развитию. Поэтому женщин с кистами желтого тела также можно наблюдать в течение 2 месяцев и смотреть бимануально. Жалоб больные обычно не предъявляют, и киста обнаруживается случайно при гинекологическом осмотре. При сопутствующем воспалительном процессе в придатках матки могут беспокоить боли внизу живота. Возможно развитие осложнения – кровоизлияния в полость кисты. Киста желтого тела прощупывается сбоку от матки, имеет гладкую поверхность и эластическую консистенцию. Нередко возникает во время беременности, а после ее прерывания самостоятельно рассасывается.
  3. Параовариальная киста – образуется между листками широких связок, которые отходят от боковой поверхности матки. То есть такая киста располагается не в яичнике, а рядом. Как правило, образуются на фоне хронического аднексита. Такие кисты продуцируют секрет и капсула растягивается, гормоны не продуцируются. Имеют очень тонкую стенку, поэтому ее трудно вылущить.

Тактика ведения

Если через 2 месяца киста не исчезает, то необходимо оперативное вмешательство, что объясняется в первую очередь онконастороженностью. При образовании на яичнике она гораздо выше, нежели при других опухолевых процессах женской половой сферы, например миоме матки.

Задача гинекологов общего профиля – любой ценой предупредить развитие онкопроцесса, и задача эта на сегодняшний день значительно облегчена появлением ультразвука и лапароскопии. Если четко выявляется киста, а не опухоль, то операция ограничивается цистэктомией – удалением кисты с капсулой (для предотвращения рецидива). Лапароскопия дает возможность удалить кисту без повреждения здоровой ткани яичника, при минимальном вмешательстве удалить параовариальную кисту. При развитии осложнений также показано оперативное вмешательство.