Хроническая сердечная недостаточность

Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) — это клинический синдром, который является последствием других заболеваний сердца. При ХСН нарушается насосная функция сердца (как следствие кровоснабжение всего организма), снижается толерантность к физической нагрузке.

Виды сердечной недостаточности

Причиной острой и хронической сердечной недостаточности могут быть следующие болезни:

1. Острый инфаркт миокарда — это заболевание, при котором происходит гибель кардиомиоцитов.

Симптомы инфаркта миокарда развиваются быстро, в течение получаса может образоваться участок некроза миокарда. Проявляются жгучей и давящей болью за грудиной, которая не уменьшается после приема нитроглицерина. Может длиться более 30 минут. Зачастую ощущается чувство страха, одышка, холодный пот.

Основной причиной инфаркта миокарда является перекрытие коронарных артерий тромбом или спазм сосудов.

Диагностика инфаркта миокарда при атипичных формах затруднена. Может протекать бессимптомно (часто при сахарном диабете) или маскироваться под заболевания желудка, бронхиальную астму. Раннее лечение предотвращает развитие осложнений (острой сердечной недостаточности, жизнеугрожающих аритмий, кардиогенного шока и т. д.).

1. Гипертоническая болезнь — заболевание со стойким повышением артериального давления выше 140/90 мм рт. ст., с поражением органов-мишеней и риском развития сердечно-сосудистых событий.

Факторами риска развития гипертонической болезни являются: ожирение, курение, употребление алкоголя, физические и психические перегрузки, заболевания почек, щитовидной железы и т. д.

В зависимости от уровня повышения давления и поражения органов выделяется несколько степеней гипертонической болезни.

При гипертонической болезни поражаются сердце, почки, глаза, мозг. При ухудшении состояния у пациентов с резко повышается давление, что требует незамедлительного лечения.

1. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) — это заболевание, связанное с недостаточным кровоснабжением сердечной мышцы.

Симптомы ишемической болезни сердца: боли при физической нагрузке (за грудиной, давящего, сжимающего характера, отдающие в левую руку, исчезающие после приема нитроглицерина), одышка, бледность или синюшность кожи, беспокойство, снижение толерантности к физической нагрузке. Симптомы проходят после отдыха. Неблагоприятный признак ишемической болезни сердца — боли за грудиной, которые не купируются нитроглицерином в течение 10 минут. В данном случае необходимо вызвать скорую помощь, выпить таблетку аспирина, постараться успокоиться.

Основными причинами ишемической болезни сердца являются атеросклероз и спазм коронарных артерий, которые кровоснабжают миокард.

Своевременная диагностика и лечение острого приступа стенокардии (одной из форм ИБС) предотвращает развитие инфаркта миокарда.

1. Кардиомиопатия — заболевание сердца, проявляющееся сердечной недостаточностью и ремоделированием (изменением формы) сердца. Кардиомиопатия является независимым фактором риска развития внезапной смерти. Львиную долю занимают вторичныекардиомиопатии (алкогольная, дисгормональная, ишемическая).

Симптомы кардиомиопатии: отеки восходящего типа (начиная с ног и выше), вплоть до анасарки (отек всего тела с наличием свободной жидкости в брюшной и грудной полостях), одышка, хрипы и кашель, снижение толерантности к физической нагрузке, бледность кожи.

Причинами развития кардиомиопатии являются инфаркт миокарда, тиреотоксикоз, употребление алкоголя.

Диагностика и лечение проводятся врачами-кардиологами согласно рекомендациям кардиологического общества.

1. Аритмия — состояние, при котором нарушается ритм сердца

Причинами аритмии могут быть воспалительные и склерозирующие заболевания сердца, травмы, операции на сердце.

Аритмия может быть синусовой (с сохранением ритма, но с замедлением или ускорением частоты сердечных сокращений), мерцательной и пароксизмальной (с нарушением ритма и частоты).

Своевременная диагностика и лечение выраженнойаритмии может спасти жизнь человека.

Симптомы хронической сердечной недостаточности

В зависимости степени поражения сердца могут быть следующие симптомы:

• Слабость.

• Отеки.

• Бледность кожи.

• Хрипы и кашель.

• Одышка при физической нагрузке.

• Сердцебиение и т. д.

Диагностика и лечение сердечной недостаточностью

Диагностика сердечной недостаточности направлена на выявление первичного заболевания, степени поражения сердца, оценку уровня жизни человека.

Лечение проводится согласно рекомендациям, в зависимости от первопричины.

Узнать подробнее о лечении хронической сердечной недостаточности можно на консультации врача-кардиолога. В отделении кардиологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики, которые помогут подобрать правильное лечение, что значительно улучшит ваше здоровье и качество жизни.