Ишемическая болезнь сердца

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) — это болезнь, при которой нарушается баланс между доставкой и потреблением кислорода для миокарда.

Причинами развития ИБС являются: атеросклеротическое поражение коронарных артерий (при значительном уменьшении просвета сосуда), перекрытие артерии тромбом (развивается инфаркт миокарда), вазоспазм.

Склонность к развитию ишемической болезни сердца присутствует:

• У женщин старше 55 лет, и у мужчин старше 45 лет.

• У лиц мужского пола.

• В период климакса.

• При сердечно-сосудистых заболеваниях у близких родственников.

• При курении.

• При ожирении.

• При дислипидемии (высоком холестерине, низком уровне липопротеинов высокой плотности, высоком уровне липопротеинов очень низкой плотности).

• При сахарном диабете.

• У лиц с малоподвижным образом жизни.

• При стрессе.

• При нерациональном питании.

ИБС проявляется в виде:

• Хронической сердечной недостаточности.

• Кардиосклероза.

• Стенокардии напряжения.

• Нестабильной стенокардии.

• Острого инфаркта миокарда

• Внезапной сердечной смерти.

Стенокардия напряжения

Стенокардия напряжения — это основное проявление хронического течения заболевания. Основные симптомы стенокардии:

• Загрудинная боль при выполнении физических упражнений, эффективно лечится нитроглицерином, отдыхом.

• Одышка.

• Учащенное сердцебиение.

• Ухудшение состояния при выполнении физических упражнений.

• Признаки ишемии миокарда на ЭКГ.

Учитывая степень нарушения толерантности в нагрузкам, выделяют 4 функциональных класса стенокардии:

1. Появление приступа стенокардии только при повышенной физической нагрузке, не нарушающее привычный образ жизни.

2. Появление приступа при быстрой ходьбе, подъеме по ступенькам, ходьбе более 200 метров, частично ограничивающее физическую активность.

3. Появление приступа при ходьбе 100-200 метров, подъеме на первый этаж по ступенькам, нарушающее привычный образ жизни.

4. Появление приступа в состоянии покоя и при минимальных физических нагрузках.

Инфаркт миокарда

На фоне значительного нарушения кровоснабжения в миокарде при ИБС могут появляться признаки нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда:

• Сильная загрудинная боль, иррадиирующая в левую половину тела, не купируется нитроглицерином более 30 минут.

• Страх.

• Одышка, аритмия.

• На ЭКГ признаки ишемии миокарда.

При атипичных формах острого инфаркта миокарда могут возникнуть симптомы заболеваний желудка, легких, или возможно бессимптомное течение. В таких случаях диагностика инфаркта миокарда затруднительна и может привести к высокому риску осложнений.

Лечение инфаркта миокарда проводится в стационарных условиях, возможно в реанимационном отделении.

Место некроза в дальнейшем замещается соединительной тканью (рубцом). Этот участок миокарда не принимает участия в сокращении сердца, является причиной уменьшения кровоснабжения тканей всего организма, что проявляется в виде сердечной недостаточности.

Сердечная недостаточность

Сердечная недостаточность — это состояние, которое характеризуется застойными явлениями в организме, снижением насосной функции сердца.

Причинами острой и хронической сердечной недостаточности являются:

• Гипертоническая болезнь.

• Аритмия.

• Кардиомиопатия.

• Острый инфаркт миокарда.

• Постинфарктный кардиосклероз.

• Пороки сердца.

Учитывая степень тяжести состояния, можно выделить такие симптомы сердечной недостаточности, как:

• Одышка при выполнении физических нагрузок.

• Загрудинная боль.

• Отеки.

• Аритмия.

• Сердцебиение.

• Слабость, плохая переносимость физических нагрузок.

Диагностика ишемической болезни сердца

Целью диагностики ИБС является выявление первопричины болезни, сопутствующей патологии. План диагностических мероприятий:

• Опрос и осмотр пациента.

• Лабораторные методы диагностики (общеклинический, биохимический анализ крови, липидограмма, коагулограмма, гормональное исследование крови).

• Инструментальные обследования (сердца, почек, щитовидной железы, коронароангиография сердца, суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру и т. д.).

• Функциональные пробы.

Лечение ишемической болезни сердца

Лечение ИБС многокомпонентное. В план лечебных мероприятий входят:

• Модификация образа жизни (отказ от курения и алкоголя, нормализация веса, рациональное и здоровое питание, ограничение соли при развитии сердечной недостаточности, выполнение физических упражнений и ходьба по 45 минут в день, контролирование показателей артериального давления и т. д.).

• Медикаментозное лечение (антиаритмические, кардиотонические, гипотензивные, мочегонные препараты, антиагреганты, статины).

• Хирургическое лечение (коронарное шунтирование, стентирование коронарных артерий и т. д.).

• Санаторно-курортное лечение (не в острый период заболевания).

Узнать подробнее о лечении ишемической болезни сердца можно на консультации в отделении кардиологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации. Здесь работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики, которые с точностью определять верный диагноз, подберут эффективное лечение, тем самым улучшат качество вашей жизни и здоровья в целом.