Мигрень — одно из наиболее частых неврологических заболеваний, доминирующим проявлением которого являются повторяющиеся приступы интенсивной головной боли.

Обычно впервые проявляется в возрасте от 10 до 20 лет. В возрасте 35-45 лет частота и интенсивность мигренозных приступов достигают максимума, после 55-60 лет у большинства больных мигрень прекращается. У женщин встречается в 3 раза чаще.

Патогенез

В патогене мигрени важную роль играет наследственная предрасположенность, чаще по материнской линии.

Симптомы мигрени связаны как с изменением тонуса внутримозговых сосудов и сосудов твёрдой мозговой оболочки, так и с активацией нейронов тройничного нерва.

1. Мигрень без ауры (простая мигрень)

2. Мигрень с аурой (классическая мигрень)

а) Типичная аура с мигренозной болью

б) Типичная аура с немигренозной болью

в) Типичная аура без головной боли

г) Семейная гемиплегическая мигрень

д) Спорадическая гемиплегическая мигрень

е) Базиллярная мигрень

3. Ретинальная мигрень

4. Детские периодические синдромы, часто предшествующие мигрени

а) Циклическая рвота

б) Абдоминальная мигрень

в) Доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста

Клиническая картина

Приступам мигрени, как правило, предшествуют продромальные явления за несколько часов (иногда за 2 суток) в виде снижения настроения, эйфории, раздражительности или вялости, сонливости, реже свето- и звукобоязни, жажде и учащенном мочеиспускании, тошноте, запоре или диареи. Продромальные явления всегда стереотипны.

При классической мигрени головной боли предшествует аура. Типичная аура развивается постепенно в течение 5-20 мин и продолжается около 10-30 мин, при этом головная боль возникает не позднее 60 мин после окончания ауры.

Аура может быть в виде зрительных феноменов (зрительная аура), таких как вспышки света, движущиеся мерцающие точки и светящиеся зигзаги, за ними чаще всего движется слепое пятно. Иногда могут возникать ощущения изменения размера предметов или их цвета. Также встречается сенсорная аура, проявляющаяся ощущением онемения или неприятных ощущений (жжение, покалывание, ощущение «ползания мурашек») в каком-либо участке тела, особенно часто в области рта, языка или руке.

Ещё один вид ауры — двигательная, которая проявляется слабостью мышц сначала в кисти рук, затем распространяющася на всю руку и далее на всю половину тела. Различные варианты ауры могут сочетаться, а самой частой является зрительная.

Мигренозная головная боль имеет односторонний характер, но может становиться двусторонней или с самого начала быть во всей голове. При этом сторона может меняться при каждом приступе. Боль интенсивная, пульсирующая, локализуется в лобно-височной или глазничной области, усиливается при физической активности, при взгляде на яркий свет или в ответ на звуки. Боль начинается постепенно, нарастает в течение 30 мин-2 ч, затем стабилизируется, после чего спадает на протяжении нескольких часов. Общая продолжительность приступа колеблется от 4 до 72 ч. Боль чаще сопровождается тошнотой, рвотой, диареей, болями в животе, профузным потоотделением, головокружением, ощущением жара или холода, предобморочным состоянием.

Сон и рвота могут способствовать прекращению приступа.

Вариантом мигрени с аурой может быть редкая гемиплегическая мигрень, которая может быть как наследственной, так и возникать самостоятельно. Для неё характерны эпизоды слабости в правых или левых конечностях и головной боли. При этом наследственная форма (семейная гемиплегическаяч мигрень) наследуется по аутосомно-доминатному типу.

При базилярной мигрени, чаще встречающейся у детей и подростков, отмечается зрительная аура в сочетании с головокруженим, снижением слуха, шумом в ушах, двоением, шаткостью походки, нарушением речи, угнетением сознания.

Ретинальная мигрень характеризуется появлением ауры в виде слепоты на весь глаз или небольшим темным пятном.

Приступ мигрени может также иметь осложнения, которые требуют немедленного обращения к врачу, такие как:

1. мигренозный статус, при котором приступ боли (или несколько быстро следующих друг за другом приступов) продолжается более 72 ч (исключая время сна);
  2. мигренозный инфаркт головного мозга;
  3. персистирующая аура (сохранение ауры более 7 дней);
  4. хроническая мигрень (очень частые приступы, возникающие, как минимум, в течение 15 дней за месяц на протяжении 3 мес);
  5. эпилептические припадки, вызываемые мигренью.

Диагностика

Диагноз ставится на основании совокупности всех симптомов. Важное диагностическое значение имеет возраст (у женщин чаще развивается в подростковом возрасте, у мужчин в 20-30 лет) и повторяемость приступов.

Инструментальные и лабораторные методы диагностики при постановке диагноза «мигрень» не используются. В исключительных случаях, когда приступ развился впервые или имеет место атипичная симптоматика для дифференциальной диагностики может потребоваться дополнительное обследование.

Лечение включает меры по купированию и предупреждению приступов.

Для купирования приступов применяют различные группы препаратов в зависимости от тяжести приступов, индивидуальной чувствительности, противопоказаний и сопутствующих заболеваний. Для выбора препарата необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Для купирования мигренозного статуса или затяжного приступа может понадобиться внутривенное или внутримышечное введение лекарственных средств.

При частых (>3 раз в месяц), тяжёлых затяжных (более 48 часов) приступах, непереносимости или неэффективности купирующих средств, а также при гемиплегической, базиллярной мигренях, мигрени с удлинённой аурой или мигренозном инфаркте назначается профилактическое лечение. Препарат (или даже комбинация препаратов) выбираются с учётом чувствительности. Для подбора терапии может потребоваться время, так как эффект развивается не сразу, а спустя какое-то время.

При обнаружении связи с менструальным циклом назначают профилактически приём препаратов за 2-3 дня до предполагаемого начала менструаций и до конца менструации.

В профилактике любых видов приступов важное значение имеют и немедикаментозные методы, такие как: методы релаксации, поиск способов предупреждения и разрешения стрессовых ситуаций, избегания различных провоцирующих факторов, психотерапия, а также отказ от некоторых продуктов, которые провоцируют приступы (сыр, шоколад, вино и т.д.).

Мигрень — это очень важная проблема, так как её приступы снижают повседневную активность человека, как трудовую, так и социальную. Поэтому так важно подобрать подходящий препарат для купирования головной боли или пройти профилактический курс для предотвращения повторных эпизодов.

Чтобы узнать, есть ли у Вас мигрень, пройдите небольшой скрининговый тест.

Ответьте на три вопроса о симптомах, сопровождавших Ваши головные боли в течение последних трёх месяцев

1) Чувствовали ли Вы тошноту или недомогание?

2) Раздражал ли Вас свет (намного сильнее, чем в межприступный период)?

3) Мешала ли головная боль Вам работать, учиться или заниматься другими делами в течение дня и более?

Результат

Если Вы ответили «ДА» на 2 или 3 вопроса, вероятность мигрени у Вас составляет 93%.

Для верификации диагноза рекомендуем обратиться к врачу.