Гипертоническая болезнь

Гипертоническая болезнь — патология сердца и сосудов, проявляющаяся повышением артериального давления. В патогенетическом механизме формирования заболевания огромную роль играют нарушения нейрогуморального, центрального и почечного механизмов регуляции кровяного давления.

Артериальная гипертензия относится к основополагающим факторам риска развития потенциально летальных заболеваний — инсульта и инфаркта. Именно поэтому важно знать, почему возникает гипертония, как ставится диагноз и какие лекарства используют в лечении.

Причины гипертонической болезни

Истинная гипертоническая болезнь или, как ее еще называют, эссенциальная гипертензия возникает как результат перенапряжения деятельности нервной системы. Итогом этого процесса становится нарушение процессов регуляции и поддержания оптимального кровяного давления.

Учеными установлено множество факторов, способствующих возникновению гипертензии:

• чрезмерное эмоциональное перенапряжение;

• ненормированный рабочий день;

• недосыпание;

• ожирение;

• гиподинамия;

• сахарный диабет;

• злоупотребление алкоголем и табакокурением.

Доказана наследственная зависимость формирования гипертонической болезни — определено более 20 генов, которые ответственны за развитие патологии.

Симптомы гипертонии

Выраженность клинических симптомов зависит от уровня повышения давления и вовлеченности в процесс так называемых органов-мишеней. Под этим термином понимаются те органы, на которых длительное повышение давления сказывает самым неблагоприятным образом: сетчатка глаз, головной мозг, почки, сердце.

На начальной стадии пациентов обычно беспокоит головокружение и периодические головные боли. Повышение давления обычно сопровождается шумом в ушах, тошнотой, ощущением сердцебиения, пульсацией в голове.

Прогрессирование заболевания приводит к явлениям сердечной недостаточности: одышка при физической нагрузке, чувство нехватки воздуха. Хронический характер патологии сопровождается отеками ног, одутловатостью лица.

При скачках артериального давления может отмечаться расстройство зрительной функции в виде “мушек” перед глазами и снижения остроты зрения. Самый главный симптом — это повышение давления, подтвержденное инструментально!

Степени и стадии гипертонической болезни

Классифицируют гипертоническую болезнь по стадиям и степеням. Разделение на степени основано на уровне подъема давления:

• I степень — подъем систолического давления свыше 139 вплоть до 159 мм рт. ст (диастолическое колеблется в интервале 90-99 мм рт. ст);

• II степень — от 160 до 170 мм рт. ст. (интервал колебаний диастолического — 100-109);

• III степень — давление поднимается выше 180 мм рт. ст.

Стадия гипертонии учитывает еще и степень поражения органов-мишеней:

• 1 стадия (низкий риск) — мягкая гипертония, при которой отсутствует поражение органов-мишеней;

• 2 стадия (высокий риск) — среднетяжелое или тяжелое течение болезни, при котором отмечается вовлеченность в процесс органов мишеней: гипертрофия сердца, спазм артерий сетчатки, ухудшение почечного кровотока;

• 3 стадия (очень высокий риск) — крайне тяжелое течение, сопровождающееся частыми гипертоническими кризами и опасными поражениями органов-мишеней в виде инсульта, инфаркта, кровоизлияний в сетчатку.

Особенности течения гипертонической болезни с поражение сердца

Длительное или особо злокачественное течение болезни сказывается на сердечной мышце. Изначально развивается гипертрофия миокарда — с помощью этого сердце пытается компенсировать избыточную нагрузку. Без лечения или при его недостаточной эффективности, а также при нерегулярном приеме лекарственных препаратов возможно развитие следующих видов поражения сердца:

• стенокардия — острые боли в сердце, вызванные недостатком кислорода;

• инфаркт — крайняя степень ИБС, проявляется некрозом сердечной мышцы;

• острая левожелудочковая недостаточность — проявляется отеком сердца.

Лечение гипертонической болезни

В терапии артериальной гипертензии используется комплексный подход. Сначала пациент проходит тщательное обследование, которое позволит исключить симптоматическую гипертонию, то есть вызванную каким-либо другим заболеванием.

Полностью излечиться от гипертонической болезни невозможно — препараты приходится в большинстве случаев принимать пожизненно под регулярным контролем АД. В лечении используются несколько групп препаратов:

• и-АПФ;

• центральные альфа-адреноблокаторы;

• мочегонные;

• альфа2-агонисты;

• бета-блокаторы;

• антагонисты ангиотензиновых рецепторов;

• вазодилататоры;

• антагонисты альдостерона;

• ингибиторы ренина.

Очень редко используется монотерапия, то есть лечение одним препаратом, — только на начальной стадии заболевания. Чаще всего в схему терапии включают 2 или 3 препарата из разных групп. Это позволяет уменьшить дозировку каждого из них в схеме и повысить общую результативность действия.

Немаловажное значение в терапии имеет диетотерапия и приверженность здоровому образу жизни. Достоверно доказано, что отказ от вредных привычек, снижение массы тела и низкосолевая диета позволяют на 1-2 ступени уменьшить степень гипертонической болезни.