Болезнь Паркинсона и экстрапирамидные заболевания

Двигательные расстройства, связанные с нарушением работы экстрапирамидной системы, называются экстрапирамидными заболеваниями. Самая известная патология из данной группы — болезнь Паркинсона, которая обычно возникает в пожилом возрасте

Причины возникновения

Точной и единой причины развития болезни на сегодняшний день не выявлено. Среди возможных причин можно выделить следующие факторы:

• Нарушение работы базальных ганглиев — клеток, расположенных в глубинных отделах головного мозга и отвечающих за выполнение мышцами их основной задачи.

• Процесс старения организма.

• Хромосомные отклонения.

• Наследственная предрасположенность.

• Естественное возрастное уменьшение количества нейронов, которые участвуют в синтезе медиаторов дофамина.

• Нейроинфекции в анамнезе.

• Опухоли, частые черепно-мозговые травмы.

Болезнь Паркинсона имеет несколько характерных симптомов:

• Дрожь в конечностях, челюсти или головы.

• Замедление движений.

• Спазмы мышц туловища и конечностей.

• Нарушение координации движений, вплоть до потери равновесия.

• Обильное слюноотделение.

• Походка мелкими шажками.

Виды заболеваний

Рассмотрим несколько патологий, относящихся к экстрапирамидным заболеваниям:

• Хорея— этосиндром, который характеризуется беспорядочными, отрывистыми движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, при этом для мышц туловища и конечностей характерно снижение тонуса.

• Торсионный спазм является хроническим прогрессирующим заболеванием головного мозга, при котором поражается экстрапирамидная система. Для данной патологии характерны неравномерное повышение мышечного тонуса, вращательные спазмы мышц туловища и проксимальных отделов конечностей.

• Миоклонус характеризуется кратковременным подергиванием мышцы или группой мышц, которое является ритмичным или регулярным.

• Нервный тик характеризуется внезапно возникающими повторяющимися движениями, которые возникают в результате непроизвольного сокращения определенной группы мышц. Данная патология может варьироваться от незначительного подергивания века до навязчивых скручиваний лица, подмигиваний и запрокидывания головы.

• Тремор является одним из частых патологический процессов, характеризующийся дрожанием рук. При попытке пациента сделать точное движение, амплитуда и частота движений нарастают с повышением концентрации на объекте.

Диагностика

Как правило, квалифицированный врач-невролог может предварительно установить диагноз уже после сбора анамнеза и осмотра пациента, именно на их основе проводится первоначальная оценка. Также проводится неврологическое обследование с использованием специальных тестов для оценки симптомов заболевания, которое включает в себя оценку координации, ходьбы и задач на мелкую моторику, оценку нейропсихологического статуса.

Для подтверждения диагноза и его степени тяжести могут использоваться различные инструментальные методы исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), транскраниальное ультразвуковое сканирование головного мозга.

Лечение

Несмотря на тот факт, что полностью вылечить болезнь Паркинсона невозможно, есть большое количество методик, которые помогают улучшить качество жизни пациента.

• Медикаментозное лечение. Показан длительный прием лекарственных препаратов, назначенных врачом: леводопы, агонисты дофаминовых рецепторов (АДР), препараты амантадина, ингибиторы моноаминооксидазы типа В (МАО-B), антихолинергические средства и т. д.

• Нейрохирургическое лечение. На сегодняшний день используется метод электростимуляции структур головного мозга с помощью имплантированных электродов. Такое лечение осуществляется строго по назначению врача.

• Лечебная физкультура. В обязательном порядке следует проводить ЛФК, для поддержания мобильности у пациентов с нарушением двигательной активности. Регулярные упражнения повышают выносливость и толерантность к физическим нагрузкам, уменьшают выраженность двигательных нарушений и т. д.

Узнать подробнее о методах лечения экстрапирамидных заболеваний можно на консультации врача-невролога. В отделении неврологии на базе Клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации работают квалифицированные специалисты с большим опытом врачебной практики, которые помогут установить точный диагноз и определить тактику дальнейшего лечения.