КТ-ангиография

Компьютерная томографическая ангиография (КТ-ангиография, КТА) – это современная и высокотехнологичная методика диагностики, позволяющая получить подробное изображение кровеносных сосудов нашего организма, исследовать их  анатомическое состояние, выявить патологические изменения и оценить характер кровотока.

КТ-ангиография применяется для обследования сосудистой системы всех органов и систем и позволяет изучить сосудистые сети головного мозга, шеи, сердца, легких, средостения, почек, брюшной полости, таза. Показаниями к проведению данного исследования являются подозрение или наличие таких патологических состояний как стеноз или тромбоз сосуда, аневризма и другие сосудистые заболевания и аномалии развития.

Компьютерная томография сосудов выполняется в амбулаторных условиях, непосредственно на столе томографа и по длительности занимает около 20 минут. Для визуализации кровеносной системы применяют йод-содержащее контрастное вещество, которое вводят в венозный катетер. Введение препарата осуществляется с помощью специализированной системы шприц-инъектор. В процессе введения контрастного вещества выполняют серию сканирований исследуемой области. Распространение контрастного вещества по сосудистой системе позволяет визуализировать сосуды, за счет повышения их контрастности на фоне окружающих структур. Анализ полученных данных при проведении КТА происходит с помощью применения специализированных программ и алгоритмов реконструкции изображений.

После предварительного осмотра и опроса пациента могут быть выявлены противопоказания к процедуре КТ-ангиографии. Это состояния, при которых КТА либо проводить категорически запрещено, либо выполнить обследование нужно с предварительными подготовительными мероприятиями. Решение о возможности проведения КТ-ангиографии в том или ином случае принимает только врач.

Противопоказаниями к проведению КТ могут послужить:

• Наличие аллергии на контрастный препарат (при предыдущих исследованиях) или индивидуальная непереносимость йодсодержащих препаратов
  • Почечная недостаточность
  • Беременность и период грудного вскармливания
  • Заболевания щитовидной железы, почек, сахарный диабет, миеломная болезнь
  • Высока масса тела пациента (более 150 кг)
  • Острая сердечная недостаточность и тяжелые нарушения сердечного ритма (аритмии).
  • Тяжёлое общее состояние пациента

КТ-ангиография обычно не сопровождается какими-либо побочными эффектами. Вся процедура безболезненна. Но некоторые пациенты отмечают ощущение тепла, которое разливается по телу, а ряд пациентов указывали на головокружение, тошноту, покраснение в области введения инъекционной иглы, крапивницу.

К возможным осложнениям КТА можно отнести явление экстравазации (выход контрастного препарата из сосудистого русла в окружающие мягкие ткани). Факторами риска развития экстравазации является неконтактность или ослабленное состояние пациента, множественные пункции одной и той же вены, инъекции на тыле кисти и стопы.

Наиболее серьёзным осложнением КТ-ангиографии является аллергическая реакция на контрастное вещество. При этом появляется зуд кожи и её покраснение, реже местный отёк или одышка. При появлении перечисленных симптомов следует сразу же уведомить об этом врача.

Следует помнить, что назначение КТ-ангиографии всегда осуществляется только лечащим врачом. КТ-исследование проходит под строгим контролем опытных врачей отделения лучевой диагностики, бригады среднего медицинского персонала.